ПРИЛОЖЕНИЕ № ____ к профессиональной образовательной программе профессионального обучения по профессии 13786 Машинист (кочегар) котельной ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №302 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №302) Согласовано: Начальник КИТН ГУФСИН России по Красноярскому краю Подполковник вн. сл. ____________В.Н. Ж «______»_____________20__г. Утверждаю: Директор ФКП образовательного учреждения №302 _____________Абумов Ф.М. «_____»_____________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Рассмотрено: Методическая комиссия ФКП образовательного учреждения №302 протокол №________ «______»_____________20__г. Усть – Абакан 2021г. 2 Рабочая программа разработана на основе примерной программы производственной практики по профессии 13786 Машинист (кочегар) котельной Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное Федеральной службы исполнения наказаний Авторы: Филимонов Николай Анатольевич, образовательного учреждения №302 мастер образовательное учреждение производственного обучения №302 ФКП 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 6 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 10 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 12 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы Программа производственной практики является частью профессиональной образовательной программы профессионального обучения по рабочей профессии 13786 Машинист (кочегар) котельной в части освоения вида профессиональной деятельности «эксплуатация и техническое обслуживание оборудования работающего под давлением (паровых и водогрейных котлов не выше 1150С с давлением не выше 0,07МПА)» и соответствующих трудовых функций (профессиональных компетенций)1: Обобщенные трудовые функции (профессиональные компетенции) Наименование Код Трудовые функции (профессиональные компетенции) Наименование Код Осмотр и подготовка А/01 котельного агрегата к (ПК.1.1) работе Пуск котельного агрегата в А/02 работу (ПК.1.2) Контроль и управление А/03 Эксплуатация и А (ПК.1) работой котельного (ПК.1.3) обслуживание котельного агрегата агрегата, трубопроводов Остановка и прекращение А/04 пара и горячей воды работы котельного агрегата (ПК.1.4) Аварийная остановка и А/05 управление работой (ПК.1.5) котельного агрегата в аварийном режиме Эксплуатация и А/06 обслуживание (ПК.1.6) трубопроводов пара и горячей воды 1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы: Производственная практика входит в профессиональный цикл образовательной программы профессионального обучения по профессии 13786 Машинист (кочегар) котельной. 1 В соответствии с Профессиональным стандартом 5 1.3. Цели и задачи– требования к результатам освоения: Цель: Подготовка квалифицированного специалиста готового к профессиональной деятельности по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования работающего под давлением (паровых и водогрейных котлов не выше 1150С с давлением не выше 0,07МПА) в качестве машиниста (кочегара) котельной 3 разряда. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен2: уметь: проверять наличие и исправность рабочего инструмента, средств индивидуальной защиты и сигнализации; производить осмотр и проверку исправности и работоспособности оборудования котла, арматуры, гарнитуры; управлять работой котла, автоматики и другого оборудования применять методы безопасного производства работ при осмотре, проверках и пуске котла и оборудования в работу; использовать в работе нормативную и техническую документацию; выявлять неисправности, препятствующие пуску котла в работу, препятствующие нормальной работе котла и используемого оборудования, создающие угрозу аварии и причинения вреда людям и имуществу; выявлять дефекты пароводяной арматуры, тройников, сварных и фланцевых соединений, средств автоматики и сигнализации; отключать дефектные, неисправные трубопроводы и арматуру; оказывать первую помощь пострадавшим в результате аварии или несчастного случая пользоваться первичными средствами пожаротушения; пользоваться средствами связи; документально оформлять результаты своих действий; действовать соответствии с правилами технической эксплуатации (ПТЭ), правилами технической безопасности (ПТБ), правилами Госгортехнадзора при аварийном обслуживании котлов и вспомогательного оборудования знать: устройство, конструктивные особенности и назначение узлов и механизмов обслуживаемого оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств автоматики, сигнализации; требования правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, инструкции по эксплуатации котлов; требования правил безопасной эксплуатации газового оборудования; действие на человека опасных и вредных факторов, возникающих во время работы паровых и водогрейных котлов; требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности; 2 В соответствии с Профессиональным стандартом 6 места расположения средств пожаротушения и свои обязанности в случае возникновения пожара; назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты; требования правил технической эксплуатации электрических и тепловых станций и сетей; технические характеристики обслуживаемого оборудования котельной; требования к технологическому процессу выработки теплоэнергии и теплоснабжения потребителей; электрические и технологические схемы котельной; схемы теплопроводов и водопроводов4 принципиальные схемы и принципы работы релейных защит, автоматических и регулирующих устройств, контрольно-измерительных приборов, средств сигнализации и связи; алгоритм функционирования котла и обслуживаемого оборудования, средств автоматики и сигнализации, предусмотренный технической документацией; инструкции по техническому обслуживанию котлов и оборудования, средств автоматики и сигнализации; методы и способы устранения неисправностей обслуживаемого оборудования, средств автоматики и сигнализации; порядок оповещения об аварийных ситуациях и авариях руководства и работников; инструкции по охране труда; производственные инструкции; иметь практический опыт: проверки наличия и исправности рабочего инструмента, средств индивидуальной защиты и сигнализации наружного осмотра котельного агрегата, гарнитуры; проверки наличия и уровня воды в котельном агрегате, трубопроводах пара и горячей воды, отопительных системах с помощью необходимых приборов и устройств; проверки отсутствия заглушек между фланцами на линии входа и выхода воды из котельного агрегата; проверки наличия и работы манометров на котле и в системе, а также наличия масла в гильзах термометров проверки плотности и легкости открывания и закрывания вентелей, спусковых клапанов, исправности питательных насосов; проверки исправности и состояния системы автоматики и регулирования; проверки наличия, исправности и состояния противопожарного инвентаря; проверки исправности, состояния и работы вентиляторов, взрывных, предохранительных клапанов; вентилирования топки и газоходов работающих на твердом топливе котлов в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации котла, закрытие регулирующих заслонок на воздуховодах; 7 управления приборами подачи топлива; проверки наличия и комплектности аптечки первой помощи; документального оформления результатов осмотра. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики: всего 200 часов 8 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Результатом освоения программы производственной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: «эксплуатация и техническое обслуживание оборудования работающего под давлением (паровых и водогрейных котлов не выше 1150С с давлением не выше 0,07МПА)» и соответствующих трудовых функций (профессиональных компетенций)3: Обобщенные трудовые функции (профессиональные компетенции) Наименование Код Трудовые функции (профессиональные компетенции) Наименование Код Осмотр и подготовка А/01 котельного агрегата к (ПК.1.1) работе Пуск котельного агрегата в А/02 работу (ПК.1.2) Контроль и управление А/03 Эксплуатация и А (ПК.1) работой котельного (ПК.1.3) обслуживание котельного агрегата агрегата, трубопроводов Остановка и прекращение А/04 пара и горячей воды работы котельного агрегата (ПК.1.4) Аварийная остановка и А/05 управление работой (ПК.1.5) котельного агрегата в аварийном режиме Эксплуатация и А/06 обслуживание (ПК.1.6) трубопроводов пара и горячей воды 3 В соответствии с Профессиональным стандартом 9 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 3.1. Содержание обучения по производственной практике по профессиональному обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала 1 2 Раздел 1. Эксплуатация и обслуживание котельного агрегата Тема 1.1. Осмотр и подготовка к Содержание учебного материала работе 1. Инструктаж на рабочем месте. Пожарная безопасность на Тема 1.2 Обслуживание, контроль и управление рабочем месте. Проверка наличия и комплектности аптечки первой помощи. Проверка противопожарного инвентаря. 2. Ознакомление с характером работы котельной, проверка наличия и исправности рабочего инструмента, средств индивидуальной защиты и сигнализации. 3. Наружный осмотр котельного агрегата, гарнитуры; проверки наличия и уровня воды в котельном агрегате, трубопроводах пара и горячей воды, отопительных системах с помощью необходимых приборов и устройств. Документальное оформление результатов осмотра. Содержание учебного материала 1. Техническое обслуживание узлов и деталей. Проверка исправности и состояния систем автоматики и регулирования; 2. Проверка отсутствия заглушек между фланцами на линии входа и выхода воды из котельного агрегата. Проверка работы манометров, наличия масла в гильзах термометров 3. Проверка плотности и легкости открывания и закрывания вентилей, спусковых клапанов, исправности питательных насосов; 4. Обслуживание котлов на твердом топливе, 5. Проверка исправности элементов котлов. Вентилирование топки и газоходов, открытие и закрытие регулирующих заслонок на воздуховодах. 6. Контроль состояния и работы вентиляторов, взрывных и Количество часов 3 112 Уровень освоения 4 24 8 3 8 3 8 3 80 8 3 8 3 8 3 40 3 8 3 8 3 10 предохранительных клапанов; 7. Очистка котла от сажи, золы и накипи. Раздел 2. Эксплуатация котельного оборудования Тема 2.1 Вспомогатнльное Содержание учебного материала оборудование 1. Эксплуатация и обслуживание 2. Определение дефектов и неисправностей арматуры котлов и вспомогательного оборудования 3. Оборудование мест складирования твердого топлива (угля). Управление приборами подачи топлива. Тема 2.1 Гарнитура котла. Содержание учебного материала Трубопроводы. 1. Разборка узлов и механизмов. Набивка сальников арматуры, насосов 2. Переход с рабочего котла на резервный 3. Проверка работы вентиляторов, взрывных и предохранительных клапанов, 4. Проверка работы шиберов. Всего: 8 88 40 8 16 16 3 3 3 3 48 16 16 8 8 200 3 3 3 3 11 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЮ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы обучения предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить сосредоточенно на предприятиях, подразделениях и производственных участках УФСИН России по Республике Хакасия. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, литературы дополнительной Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Соколов Б.А. Котельные установки и их эксплуатация. – М.: Академия, 2011 2. Брюханов О.Н. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики. – М.: ИНФРА –М, 2013 Дополнительные источники: 1. Инструкция по действию работников в аварийных ситуациях на оборудовании работающего под давлением 2. Инструкция по действию работников в аварийных ситуациях на котельном оборудовании 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Освоение программы производственной практики осуществляется сосредоточенно и базируется на изучении дисциплин гуманитарного, профессионального циклов, а также дисциплины Эксплуатация котлов и котельного оборудования. Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование трудовых навыков, профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции в качестве машиниста (кочегара) котельной 2 разряда. Выполнение работ проходит под руководством мастера производственного обучения и представителя от предприятия УФСИН России по РХ. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Мастера: должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, 12 чем предусмотрено профессиональным стандартом и рабочей программой по профессии для выпускников. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Образовательное учреждение, реализующее подготовку, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль выполнения работ обучающимися в рамках прохождения производственной практики, осуществляется мастером производственного обучения и представителем от учреждения УФСИН России по РХ на базе которого проводится практика. Итоговый контроль осуществляется представителем от учреждения УФСИН России по РХ на базе которого проводится практика, после прохождения первого и второго разделов программы производственной практики, по результатам работы обучающихся в качестве стажера на объектах котельных. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному обучению разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего и итогового контроля преподавателем создаются контрольно-измерительные материалы. Контрольно-измерительные материалы, предназначены для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Оценка умений и навыков по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). № п/п 1 2 3 4 5 Наименование показателя Соблюдение требований охраны труда Соблюдение технологии выполнения работ Соблюдение нормативов времени на выполнение работ Качество выполненных работ Порядок на рабочем месте Количество баллов Общий балл (оценка) 1 1 1 1 1 5 (отлично)