практика производственная 200ч

ПРИЛОЖЕНИЕ № ____
к профессиональной
образовательной программе
профессионального обучения
по профессии 13786 Машинист
(кочегар) котельной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №302
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №302)

Согласовано:
Начальник КИТН
ГУФСИН России по
Красноярскому краю
Подполковник вн. сл.
____________В.Н. Ж
«______»_____________20__г.

Утверждаю:
Директор ФКП
образовательного учреждения №302
_____________Абумов Ф.М.
«_____»_____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Рассмотрено:
Методическая комиссия ФКП
образовательного учреждения №302
протокол №________
«______»_____________20__г.

Усть – Абакан
2021г.

2

Рабочая
программа
разработана
на
основе
примерной
программы
производственной практики по профессии 13786 Машинист (кочегар) котельной
Организация-разработчик:
Федеральное казенное профессиональное
Федеральной службы исполнения наказаний
Авторы:
Филимонов Николай Анатольевич,
образовательного учреждения №302

мастер

образовательное

учреждение

производственного

обучения

№302

ФКП

3

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

6

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

10

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

12

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Программа
производственной
практики
является
частью
профессиональной образовательной программы профессионального обучения
по рабочей профессии 13786 Машинист (кочегар) котельной в части освоения
вида профессиональной деятельности «эксплуатация и техническое
обслуживание оборудования работающего под давлением (паровых и
водогрейных котлов не выше 1150С с давлением не выше 0,07МПА)» и
соответствующих трудовых функций (профессиональных компетенций)1:
Обобщенные трудовые функции
(профессиональные компетенции)
Наименование
Код

Трудовые функции
(профессиональные компетенции)
Наименование
Код
Осмотр и подготовка
А/01
котельного агрегата к
(ПК.1.1)
работе
Пуск котельного агрегата в
А/02
работу
(ПК.1.2)
Контроль и управление
А/03
Эксплуатация и
А (ПК.1)
работой котельного
(ПК.1.3)
обслуживание котельного
агрегата
агрегата, трубопроводов
Остановка и прекращение
А/04
пара и горячей воды
работы котельного агрегата (ПК.1.4)
Аварийная остановка и
А/05
управление работой
(ПК.1.5)
котельного агрегата в
аварийном режиме
Эксплуатация и
А/06
обслуживание
(ПК.1.6)
трубопроводов пара и
горячей воды
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
профессиональной
образовательной программы:
Производственная практика входит в профессиональный цикл
образовательной программы профессионального обучения по профессии 13786
Машинист (кочегар) котельной.

1

В соответствии с Профессиональным стандартом

5

1.3. Цели и задачи– требования к результатам освоения:
Цель: Подготовка квалифицированного специалиста готового к
профессиональной деятельности по эксплуатации и техническому
обслуживанию оборудования работающего под давлением (паровых и
водогрейных котлов не выше 1150С с давлением не выше 0,07МПА) в качестве
машиниста (кочегара) котельной 3 разряда.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения дисциплины должен2:
уметь:
проверять наличие и исправность рабочего инструмента, средств
индивидуальной защиты и сигнализации;
производить осмотр и проверку исправности и работоспособности
оборудования котла, арматуры, гарнитуры;
управлять работой котла, автоматики и другого оборудования
применять методы безопасного производства работ при осмотре,
проверках и пуске котла и оборудования в работу;
использовать в работе нормативную и техническую документацию;
выявлять неисправности, препятствующие пуску котла в работу,
препятствующие нормальной работе котла и используемого оборудования,
создающие угрозу аварии и причинения вреда людям и имуществу;
выявлять дефекты пароводяной арматуры, тройников, сварных и
фланцевых соединений, средств автоматики и сигнализации;
отключать дефектные, неисправные трубопроводы и арматуру;
оказывать первую помощь пострадавшим в результате аварии или
несчастного случая
пользоваться первичными средствами пожаротушения;
пользоваться средствами связи;
документально оформлять результаты своих действий;
действовать соответствии с правилами технической эксплуатации (ПТЭ),
правилами технической безопасности (ПТБ), правилами Госгортехнадзора при
аварийном обслуживании котлов и вспомогательного оборудования
знать:
устройство, конструктивные особенности и назначение узлов и
механизмов обслуживаемого оборудования, контрольно-измерительных
приборов и средств автоматики, сигнализации;
требования правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и
водогрейных котлов, инструкции по эксплуатации котлов;
требования правил безопасной эксплуатации газового оборудования;
действие на человека опасных и вредных факторов, возникающих во
время работы паровых и водогрейных котлов;
требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной
безопасности;
2

В соответствии с Профессиональным стандартом

6

места расположения средств пожаротушения и свои обязанности в случае
возникновения пожара;
назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты;
требования правил технической эксплуатации электрических и тепловых
станций и сетей;
технические характеристики обслуживаемого оборудования котельной;
требования к технологическому процессу выработки теплоэнергии и
теплоснабжения потребителей;
электрические и технологические схемы котельной;
схемы теплопроводов и водопроводов4
принципиальные схемы и принципы работы релейных защит,
автоматических и регулирующих устройств, контрольно-измерительных
приборов, средств сигнализации и связи;
алгоритм функционирования котла и обслуживаемого оборудования,
средств автоматики и сигнализации, предусмотренный технической
документацией;
инструкции по техническому обслуживанию котлов и оборудования,
средств автоматики и сигнализации;
методы и способы устранения неисправностей обслуживаемого
оборудования, средств автоматики и сигнализации;
порядок оповещения об аварийных ситуациях и авариях руководства и
работников;
инструкции по охране труда;
производственные инструкции;
иметь практический опыт:
проверки наличия и исправности рабочего инструмента, средств
индивидуальной защиты и сигнализации
наружного осмотра котельного агрегата, гарнитуры;
проверки наличия и уровня воды в котельном агрегате, трубопроводах
пара и горячей воды, отопительных системах с помощью необходимых
приборов и устройств;
проверки отсутствия заглушек между фланцами на линии входа и выхода
воды из котельного агрегата;
проверки наличия и работы манометров на котле и в системе, а также
наличия масла в гильзах термометров
проверки плотности и легкости открывания и закрывания вентелей,
спусковых клапанов, исправности питательных насосов;
проверки исправности и состояния системы автоматики и регулирования;
проверки наличия, исправности и состояния противопожарного
инвентаря;
проверки исправности, состояния и работы вентиляторов, взрывных,
предохранительных клапанов;
вентилирования топки и газоходов работающих на твердом топливе
котлов в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по
эксплуатации котла, закрытие регулирующих заслонок на воздуховодах;

7

управления приборами подачи топлива;
проверки наличия и комплектности аптечки первой помощи;
документального оформления результатов осмотра.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
производственной практики: всего 200 часов

8

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы производственной практики является
овладение
обучающимися
видом
профессиональной
деятельности:
«эксплуатация и техническое обслуживание оборудования работающего под
давлением (паровых и водогрейных котлов не выше 1150С с давлением не
выше 0,07МПА)» и соответствующих трудовых функций (профессиональных
компетенций)3:
Обобщенные трудовые функции
(профессиональные компетенции)
Наименование
Код

Трудовые функции
(профессиональные компетенции)
Наименование
Код
Осмотр и подготовка
А/01
котельного агрегата к
(ПК.1.1)
работе
Пуск котельного агрегата в
А/02
работу
(ПК.1.2)
Контроль и управление
А/03
Эксплуатация и
А (ПК.1)
работой котельного
(ПК.1.3)
обслуживание котельного
агрегата
агрегата, трубопроводов
Остановка и прекращение
А/04
пара и горячей воды
работы котельного агрегата (ПК.1.4)
Аварийная остановка и
А/05
управление работой
(ПК.1.5)
котельного агрегата в
аварийном режиме
Эксплуатация и
А/06
обслуживание
(ПК.1.6)
трубопроводов пара и
горячей воды

3

В соответствии с Профессиональным стандартом

9

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1. Содержание обучения по производственной практике по профессиональному обучения
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

1
2
Раздел 1. Эксплуатация и обслуживание котельного агрегата
Тема 1.1. Осмотр и подготовка к
Содержание учебного материала
работе
1. Инструктаж на рабочем месте. Пожарная безопасность на

Тема 1.2 Обслуживание, контроль и
управление

рабочем месте. Проверка наличия и комплектности аптечки
первой помощи. Проверка противопожарного инвентаря.
2. Ознакомление с характером работы котельной, проверка
наличия и исправности рабочего инструмента, средств
индивидуальной защиты и сигнализации.
3. Наружный осмотр котельного агрегата, гарнитуры;
проверки наличия и уровня воды в котельном агрегате,
трубопроводах пара и горячей воды, отопительных системах
с помощью необходимых приборов и устройств.
Документальное оформление результатов осмотра.
Содержание учебного материала
1. Техническое обслуживание узлов и деталей. Проверка
исправности и состояния систем автоматики и
регулирования;
2. Проверка отсутствия заглушек между фланцами на линии
входа и выхода воды из котельного агрегата.
Проверка работы манометров, наличия масла в гильзах
термометров
3. Проверка плотности и легкости открывания и закрывания
вентилей, спусковых клапанов, исправности питательных
насосов;
4. Обслуживание котлов на твердом топливе,
5. Проверка исправности элементов котлов. Вентилирование
топки и газоходов, открытие и закрытие регулирующих
заслонок на воздуховодах.
6. Контроль состояния и работы вентиляторов, взрывных и

Количество
часов
3
112

Уровень
освоения
4

24
8

3

8

3

8

3

80
8

3

8

3

8

3

40

3

8

3

8

3

10

предохранительных клапанов;
7.
Очистка котла от сажи, золы и накипи.
Раздел 2. Эксплуатация котельного оборудования
Тема 2.1 Вспомогатнльное
Содержание учебного материала
оборудование
1. Эксплуатация и обслуживание
2. Определение дефектов и неисправностей арматуры котлов и
вспомогательного оборудования
3. Оборудование мест складирования твердого топлива (угля).
Управление приборами подачи топлива.
Тема 2.1 Гарнитура котла.
Содержание учебного материала
Трубопроводы.
1. Разборка узлов и механизмов. Набивка сальников арматуры,
насосов
2. Переход с рабочего котла на резервный
3. Проверка работы вентиляторов, взрывных и
предохранительных клапанов,
4. Проверка работы шиберов.
Всего:

8
88
40
8
16
16

3

3
3
3

48
16
16
8
8
200

3
3
3
3

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЮ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы обучения предполагает обязательную
производственную
практику,
которую
рекомендуется
проводить
сосредоточенно на предприятиях, подразделениях и производственных
участках УФСИН России по Республике Хакасия.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
литературы

дополнительной

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Соколов Б.А. Котельные установки и их эксплуатация. – М.: Академия,
2011
2. Брюханов О.Н. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики. –
М.: ИНФРА –М, 2013
Дополнительные источники:
1. Инструкция по действию работников
в аварийных ситуациях на оборудовании работающего под давлением
2. Инструкция по действию работников в аварийных ситуациях на
котельном оборудовании
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы производственной практики осуществляется
сосредоточенно и базируется на изучении дисциплин гуманитарного,
профессионального циклов, а также дисциплины Эксплуатация котлов и
котельного оборудования. Практические занятия обеспечивают приобретение
и закрепление необходимых навыков и умений, формирование трудовых
навыков, профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и
индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках
профессиональной компетенции в качестве машиниста (кочегара) котельной
2 разряда.
Выполнение
работ
проходит
под
руководством
мастера
производственного обучения и представителя от предприятия УФСИН
России по РХ.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой
Мастера: должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше,

12

чем предусмотрено профессиональным стандартом и рабочей программой по
профессии для выпускников.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку, обеспечивает
организацию и проведение текущего и итогового контроля обучающимися
знаний, умений и навыков. Текущий контроль
выполнения работ
обучающимися в рамках прохождения производственной практики,
осуществляется мастером производственного обучения и представителем от
учреждения УФСИН России по РХ на базе которого проводится практика.
Итоговый контроль осуществляется представителем от учреждения
УФСИН России по РХ на базе которого проводится практика, после
прохождения первого и второго разделов программы производственной
практики, по результатам работы обучающихся в качестве стажера на
объектах котельных.
Формы и методы текущего и итогового контроля по
профессиональному
обучению
разрабатываются
образовательным
учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего и итогового контроля преподавателем создаются
контрольно-измерительные
материалы.
Контрольно-измерительные
материалы, предназначены
для определения соответствия (или
несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным
показателям результатов подготовки (таблицы).
Оценка умений и навыков по результатам текущего и итогового
контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование показателя
Соблюдение требований охраны
труда
Соблюдение технологии
выполнения работ
Соблюдение нормативов времени на
выполнение работ
Качество выполненных работ
Порядок на рабочем месте

Количество
баллов

Общий
балл
(оценка)

1
1
1
1
1

5
(отлично)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 390 322 20 46

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».