ПРИЛОЖЕНИЕ № _____ к рабочей программе профессионального обучения по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №302 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №302) РАССМОТРЕНО На заседании МК Протокол №____ «______»______________2021г . УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения №302 _________________Абумов Ф.М. «_____»_________________2021г . ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Усть-Абакан 2022 г. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы материаловедения Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Материаловедение Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 302 Федеральной службы исполнения наказаний Авторы: Ложкин Сергей Анатольевич, преподаватель федерального казенного профессионального образовательного учреждения №302 Федеральной службы исполнения наказаний 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 СОДЕРЖАНИЕ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы материаловедения 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы профессионального обучения по рабочей профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Основы материаловедения входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы профессионального обучения 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 1.3. Цели учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: цель: формирование основных сведений о древесных материалах, применяемых в профессиональной деятельности станочника деревообрабатывающих станков задачи: изучить свойства, пороки и основные породы древесины; рассмотреть виды лесоматериалов, виды древесных материалов, способы сушки древесины; изучить виды и состав клеев, лакокрасочных материалов, мебельной фурнитуры, крепежных изделий В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать основные свойства древесины; определять пороки древесины знать: строение, основные свойства древесины; основные пороки древесины; основные породы древесины; виды лесоматериалов; методы обеспечение продолжительности эксплуатации древесины; способы сушки и хранения древесины; виды древесных материалов и их применение; виды и состав клеев; виды лакокрасочных материалов; виды крепежных изделий 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающихся - 32 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 32 часа; 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 30 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 30 в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 5 2 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала 2 Раздел 1.Основы древесиноведения Тема 1.1. Строение дерева и древесины Содержание учебного материала 1. Части растущего дерева 2. Строение ствола древесины 3. Химический состав и свойства древесины Тема 1.2. Физические свойства древесины Содержание учебного материала 1. Свойства, определяющие внешний вид древесины 2. Влажность древесины и свойства, связанные с её изменением 3. Плотность древесины 4. Теплопроводность, звукопроводность, электропроводность древесины Тема 1.3. Механические свойства Содержание учебного материала древесины 1. Прочность древесины 2. Технологические свойства древесины Тема 1.4. Пороки древесины Содержание учебного материала 1. Сучки 2. Трещины 3. Пороки формы ствола 4. Пороки строения древесины 5. Грибные поражения 6. Химические окраски и биологические повреждения 7. Инородные включения, повреждения и дефекты обработки Контрольная работа «Строение и свойства. Пороки древесины» Тема 1.5. Характеристика древесины Содержание учебного материала основных пород 1. Основные макроскопические признаки для определения пород 2. Хвойные породы 3. Лиственные породы 4. Рассеянно-сосудистые лиственные породы 5. Иноземные породы Тема 1.6. Характеристика лесоматериалов Содержание учебного материала 1. Классификация и стандартизация лесных товаров 2. Характеристика пиломатериалов 3. Хранение древесины 4. Защита древесины Тема 1.7. Вспомогательные материалы Содержание учебного материала 1. Виды, состав и свойства клеёв 2. Общие понятия об отделке изделий Количество часов 3 30 3 Уровень освоения 4 1 2 1 7 1 1 5 2 1 4 1 3 1 4 1 Мебельная фурнитура и крепёжные изделия Контрольная работа «Древесные и вспомогательные материалы» 3. ВСЕГО: 1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 6 1 30 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники: 1. Минина В.И. Материаловедение для столяров и плотников – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 2. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева – М.: Изд.центр «Академия», 2005. 3. Мельников И.В., Столяр. Плотник – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения индивидуального и фронтального опроса, тестирования,. Формы и методы текущего и итогового контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля преподавателем создаются контрольно-измерительные материалы (КИМ). Итоговый контроль по учебной дисциплине осуществляется преподавателем в форме зачета. Педагогические КИМ предназначены для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы №1, №2). Таблица №1 Раздел (тема) учебной дисциплины Раздел 1. Основы древесиноведения. Тема 1.1. Строение дерева и древесины Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели результатов подготовки Знания вопросов строения и Формулирование строения основных свойств древесины. и основных свойств Умение перечислить основные древесины элементы, назвать разрезы ствола Формы и методы контроля Фронтальные, индивидуальные опросы Контрольная работа Тема 1.2. Знание физических свойств Физические древесины и их зависимость от свойства древесины различных пераметров. Умение различать древесину по их физическим свойствам Формулирование физических свойств, их влияния на различные породы. Фронтальные, индивидуальные опросы Тема 1.3. Знание механических свойств Механические древесины и их зависимость от свойства древесины различных пераметров. Умение различать древесину по их механическим свойствам Формулирование механических свойств, их влияния на различные породы. Фронтальные, индивидуальные опросы Тема 1.4. Пороки древесины Знание основных пороков древесины. Умение различить их по определённым признакам Изложение основных пороков древесины Фронтальные, индивидуальные опросы Знание основных древесных пород и материалов, характеристик древесины основных пород; Умение разбираться в породах и имеющихся видах материалов, их характеристиках Формулирование существующих пород древесины, видов лесоматериала, характеристик, отличительных для каждой породы. Тема 1.5. Характеристики древесины основных пород Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Фронтальные, индивидуальные опросы Контрольная работа Тема 1.6. Характеристики лесоматериалов Тема 1.7. Вспомогательные материалы Знание основных характеристик лесоматериалов, классификации и стандартизации лесозаготовок обеспечения продолжительной эксплуатации древесины; Умение разбираться в стандартах заготовок, способов защиты и хранения пиломатериалов, продолжительной эксплуатации Знание видов и составов клеёв, лакокрасочных материалов, мебельной фурнитуры и крепёжных материалов. Умение использовать лакокрасочные материалы, мебельную фурнитуру, крепёжные материалы по своему назначению Формулирование характеристик лесоматериалов, стандартов заготовок и пиломатериала, методов обеспечения хранения, продолжительности эксплуатации древесины Фронтальные, индивидуальные опросы Изложение знаний о видах и составе клеёв, видах лакокрасочных материалов, видах мебельной фурнитуры и крепёжных материалов.. Фронтальные, индивидуальные опросы Контрольная работа Контрольная работа Таблица №2 Форма для определения результатов и содержания подготовки по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Основные показатели результатов подготовки 2 Формы и методы контроля и оценки Содержание учебного материала 3 Фронтальные, индивидуальн ые опросы 4 Строение дерева, функциональное предназначение основных частей, строение ствола древесины, физические, механические и технологические свойства древесины Изучение физических свойств древесины, отличительные особенности каждого свойства 5 2 Изучение механических свойств древесины, отличительные особенности каждого свойства 2 Знания вопросов строения и основных свойств древесины. Умение перечислить основные элементы, назвать разрезы ствола Формулирование строения и основных свойств древесины Знание физических свойств древесины и их зависимость от различных пераметров. Умение различать древесину по их физическим свойствам Формулирование физических свойств, их влияния на различные породы. Фронтальные, индивидуальн ые опросы Знание механических свойств древесины и их зависимость от различных пераметров. Умение различать древесину по их механическим свойствам Формулирование механических свойств, их влияния на различные породы. Фронтальные, индивидуальн ые опросы Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Уровень освоения 2 Знание основных пороков древесины. Умение различить их по определённым признакам Изложение основных пороков древесины Фронтальные, индивидуальн ые опросы Контрольная работа Классификация пороков древесины– сучки, трещины, пороки формы ствола, пороки формы ствола, химическая окраска., 2 грибные поражения. биологические повреждения Знание основных древесных пород и материалов, характеристик древесины основных пород; Умение разбираться в породах и имеющихся видах материалов, их характеристиках Формулирование существующих пород древесины, видов лесоматериала, характеристик, отличительных для каждой породы. Фронтальные, индивидуальн ые опросы Знание основных характеристик лесоматериалов, классификации и стандартизации лесозаготовок обеспечения продолжительной эксплуатации древесины; Умение разбираться в Знание видов и составов клеёв, лакокрасочных материалов, мебельной фурнитуры и крепёжных материалов. Умение использовать лакокрасочные материалы, мебельную фурнитуру, крепёжные материалы по своему Знание основных характеристик лесоматериалов, классификации и стандартизации лесозаготовок обеспечения продолжительной эксплуатации древесины; Знание видов и составов клеёв, лакокрасочных материалов, мебельной фурнитуры и крепёжных материалов. Умение использовать лакокрасочные Фронтальные, индивидуальн ые опросы Контрольная работа Контрольная работа Фронтальные, индивидуальн ые опросы Контрольная работа Изучение основных древесных пород и материалов, характеристик древесины основных пород. Изучение отличительных признаков каждой из пород деревьев. 2 Основные породы деревьев и их отличительные признаки, способы обеспечения продолжительности эксплуатации пород деревьев 2 Изучение наиболее распространённых конструкционных материалов, которые используются при изготовлении деревянных изделий- клеёв, лакокрасочных материалов, крепёжных изделий.. 2 Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент Качественная оценка индивидуальных результативности образовательных достижений (правильных балл (отметка) вербальный аналог ответов) 90 ÷ 100 5 отлично 80 ÷ 89 4 хорошо 70 ÷ 79 3 удовлетворительно менее 70 2 не удовлетворительно