Принято на общем собрании Протокол № __ от «__» __________ 20 Утверждаю Директор ФКП образовательное учреждение №302 _______________Абумов Ф.М. «___»________________20 г. г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 302 Федеральной службы исполнения наказаний(далее Учреждение). Положение определяет основные задачи и требования к планированию, содержанию и проведению учебной практики и производственной практики обучающихся Учреждения. Видами практики обучающихся являются: учебная практика и производственная практика. 1.2. Учебная и производственная практика обучающихся являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее ОПОП СПО), программ профессионального обучения (далее ПО). 1.3. Учебная и производственная практика обучающихся, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих СПО, программы ПО, осуществляется с учетом особенностей и условий отбывания наказаний осужденными. 1.4. Учебная и производственная практика обучающихся проводятся в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом по профессии СПО (далее – ФГОС СПО), рабочим учебным планом и рабочими учебными программами. 1.5. Содержание учебной и производственной практики по профессиям определяется требованиями ФГОС СПО, квалификационными характеристиками, рабочими программами учебной и производственной практики. 1.6. Руководство учебной и производственной практикой и контроль возлагаются на заместителя директора по учебно-производственной работе. Заместитель директора по учебно-производственной работе несет ответственность за организацию учебной и производственной практики в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочими программами учебной и производственной практики, календарным графиком учебного процесса, а также за соблюдение требований действующего законодательства, нормативных актов по организации учебной и производственной практики, законных прав и гарантий обучающихся. 2. Цели учебной и производственной практики обучающихся 2.1. Основной целью учебной и производственной практики являются: комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО), профессий профессионального обучения; приобретение необходимых умений и опыта практической работы обучающимися по специальности (профессии) формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся необходимых для присвоения соответствующего уровня квалификации рабочих и служащих; формирование общих и профессиональных компетенций. 3. Организация учебной и производственной практики обучающихся 3.1. Учебная практика 3.1.1. Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических, профессиональных умений и навыков по основным видам профессиональной деятельности; на обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов , с соблюдением правил охраны труда, электро-, пожарной безопасности и производственной санитарии, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности СПО, профессии ПО. 3.1.2. Учебная практика обучающихся Учреждения, осваивающих образовательные программы СПО осуществляется в учебных мастерских, а также в подразделениях учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а при необходимости на производственных площадях исправительного учреждения. 3.1.3. Сроки проведения учебной практики устанавливаются Учреждением в соответствии с особенностями ОПОП СПО, возможностями учебно-производственной базы Учреждения, и отражаются в календарном графике учебного процесса, разрабатываемом на основе утвержденных рабочих учебных планов. 3.1.4. Учебная практика в зависимости от учебного плана, графика производственного обучения осуществляется как непрерывным циклом (сосредоточено), так и путем чередования с теоретическими занятиями (рассредоточено) при условии обеспечения связи между содержанием теории и практики и результатом обучения. 3.1.5. Учебная группа Учреждения в период учебной практики, при необходимости, может подразделяться на две подгруппы численностью 12-15 человек по согласованию с УФСИН России по Республике Хакасия. Учебная практика может проводится в одну или две смены в зависимости от формы организации деятельности мастеров производственного обучения, осужденных обучающихся, а также количества мастерских и рабочих мест в них. Учебная практика проводится в соответствии с расписанием занятий. Особенности режима занятий в мастерских отражаются в локальном акте учреждения, определяющем внутренний распорядок обучающихся. 3.1.6. Продолжительность рабочего дня обучающихся в период учебной практики должна соответствовать времени, отведенному рабочим учебным планом на производственное обучение. При этом объем учебнопроизводственной нагрузки по программам подготовки квалифицированных рабочих СПО не должен превышать 36 часов в неделю и 6 академических часов учебной практики в день, объем учебно-производственной нагрузки по программам ПО составляет не менее 24 академических часов в неделю 3.1.7. Учебная практика реализуется в различных формах. При обучении конкретной специальности или профессии используется комплекс организационных форм, в которых конкретные формы выполняют свои задачи. Формы организации учебной практики, методы и технологии обучения определяются мастером производственного обучения самостоятельно в соответствии с особенностями осваиваемой профессии, материальнотехническим обеспечением занятий. Формами организации учебной практики (производственного обучения) являются: урок производственного обучения в учебных мастерских; занятия в цехах, хозяйствах, на полигонах учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Формами организации учебно-производственного труда обучающихся являются: фронтально-групповая; бригадная (звеньевая); индивидуальная. 3.1.8. Рабочие места обучающихся и мастеров производственного обучения в учебных мастерских, на подразделениях исправительных учреждений оснащаются оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами, средствами обучения в соответствии с содержанием ОПОП СПО по осваиваемой специальности и содержанием программ ПО. 3.1.9. Учебная практика осуществляется на основе производительного труда. В ее процессе обучающимися изготавливается продукция для нужд учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в соответствии с перечнем учебно-производственных работ. Перечень учебнопроизводственных работ разрабатывается Учреждением на основе рабочих программ учебной практики. 3.1.10. Учет выполнения программ учебной практики, посещаемости обучающихся осуществляется мастером производственного обучения в журнале производственного обучения. 3.1.11. Результатом учебной практики является итоговая оценка освоенных видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций, а также аттестация на соответствующий уровень квалификации по осваиваемым профессиям, выставляемая по результатам выполнения обучающимися пробных квалификационных работ. Результаты отражаются в журнале производственного аттестации. обучения, протоколах промежуточной 3.2. Производственная практика. 3.2.1. Для организации производственной практики разрабатываются и утверждаются графики выхода учебных групп на производственную практику и контроля за ходом производственной практики, издается приказ Учреждения о направлении на производственную практику. 3.2.2. Обучающиеся должны быть ознакомлены и обеспечены детальной программой производственной практики. Программу производственной практики мастер производственного обучения разрабатывает под руководством заместителя директора по учебнопроизводственной работе. Заместитель директора по учебнопроизводственной работе согласовывает программы производственной практики со всеми исправительными учреждениями, в которых обучающиеся будут проходить производственную практику. 3.2.3. Не менее чем за 3 календарных дня до направления обучающихся на производственную практику Учреждение заключает договоры с исправительными учреждениями о производственной практике обучающихся с указанием списочного состава обучающихся, сроков, условий прохождения производственной практики, профессии, порядка обеспечения производственно-технических, санитарно-гигиенических требований, режима работы, и др. Исправительное учреждение на основании договора издает приказ, выписка или копия приказа должна быть предоставлена мастером производственного обучения в Учреждение. 3.2.4. Учреждение на основании заключенных договоров издает приказ о выходе (направлении) обучающихся на производственную практику, в котором указываются: номер группы, профессия, Ф.И.О. обучающихся, наименование исправительного учреждения, сроки прохождения производственной практики, ответственные педагогические и руководящие работники Учреждения. 3.2.5. Перед началом производственной практики проводится проверка знаний у обучающихся по охране труда, результаты которой оформляются протоколом и заносятся в журнал производственного обучения (ф.№3). 3.2.6. Допуск обучающихся на производственную практику осуществляется решением педагогического совета. 3.2.7. Каждому обучающемуся выдаются дневники производственной практики. Дневник производственной практики должен включать графы: дата, тема, название работы, количество выполненной работы, затраченное время, оценка, подпись наставника. Обучающиеся обязаны вести ежедневный учет выполняемых работ в период практики в соответствии с правилами ведения дневника. В конце каждого рабочего дня должна ставится оценка за выполнение работы. 3.2.8. Контроль посещаемости, выполнения программ производственной практики обучающимися, ведения дневников производственной практики должен осуществляться мастером производственного обучения систематически. Для этого мастером производственного обучения составляются графики, ведется журнал посещения. 3.2.9. Производственная практика – заключительный этап профессиональной подготовки обучающихся. Она направлена на закрепление и совершенствование приобретенных в процессе теоретического обучения и учебной практики профессиональных умений и навыков обучающихся по осваиваемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций, продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ, освоение современного оборудования, техники, средств малой механизации, овладение высокопроизводительными методами труда, освоение установленных норм выработки, а также на адаптацию обучающихся в конкретных производственных условиях и на выполнение по итогам обучения выпускной практической квалификационной работы (далее ВПКР) по профессии. 3.2.10. Производственная практика обучающихся проводится по завершении основного курса обучения на производственных площадях, машинах и оборудовании исправительного учреждения и в соответствии с приказом исправительного учреждения о зачислении обучающихся Учреждения на производственную практику на рабочие места центра трудовой адаптации осужденных и объекты исправительного учреждения. Производственная практика обучающихся Учреждения, осваивающих образовательные программы СПО, ПО, осуществляется на основе прямых договоров, заключаемых между Учреждением и исправительным учреждением. 3.2.11. Обучающиеся направляются на производственную практику только после усвоения соответствующего теоретического материала, отработки в полном объеме тем программы учебной практики по основным видам профессиональной деятельности, усвоения безопасного выполнения всех видов работ, предусмотренных программой учебной практики, и прохождения аттестации на соответствующий уровень квалификации по осваиваемой профессии. 3.2.12. Во время производственной практики обучающиеся самостоятельно выполняют работы, характерные для соответствующей профессии уровня квалификации. 3.2.13. Сроки проведения производственной практики устанавливаются Учреждением в соответствии с рабочими учебными планами, календарным графиком учебного процесса. 3.2.14. В зависимости от профиля, характера и содержания выполняемых работ, форм организации труда на производственных площадях, машинах и оборудовании исправительного учреждения практика проводится на отдельном рабочем месте или в составе одной или нескольких комплексных рабочих бригад. 3.2.15. Продолжительность рабочего времени обучающихся в период производственной практики должна соответствовать времени, отведенному рабочим учебным планом на производственную практику, но не превышать времени, установленного трудовым кодексом Российской Федерации для соответствующих категорий работников. При этом объем учебнопроизводственной нагрузки по программам подготовки квалифицированных рабочих СПО не должен превышать 36 часов в неделю и 8 академических часов производственной практики в день, объем учебно-производственной нагрузки по программам ПО составляет не менее 24 академических часов в неделю. 3.2.16. Организация и контроль производственной практики учебной группы со стороны Учреждения осуществляется заместителем директора по учебно-производственной работе и мастерами производственного обучения. Мастер производственного обучения ведет итоговый учет выполнения обучающимися производственных заданий, норм выработки, осуществляет контроль за выполнением программ производственной практики, обеспечением норм охраны труда на предприятии, исполняет другие обязанности, возложенные на него. Руководители исправительных учреждений назначают специалистов и квалифицированных рабочих – наставников, для руководства производственной практикой в условиях производства, обеспечивают безопасные условия труда. 3.2.17. Учет посещаемости обучающихся в период производственной практики ведется мастером производственного обучения в полном соответствии с табелем учета рабочего времени предприятия в ф. №4 журнала производственного обучения. Учет выполнения программ производственной практики ведется в ф.№5 журнала производственного обучения по фактически выполняемым работам на предприятиях. 3.2.18. За время производственной практики, обучающиеся должны научиться самостоятельно выполнять работы по осваиваемой профессии (группе профессий) в соответствии с программой производственной практики и квалификационной характеристикой (характеристиками) соответствующего разряда. В период производственной практики обучающиеся ежедневно ведут дневники, в которых записывают выполняемые фактические работы и их результаты по норме времени и оценке. Записи подтверждаются подписью наставника. В этих же дневниках мастер производственного обучения при осуществлении контроля делает свои отметки. 3.2.19. Производственная практика обучающихся завершается выполнением выпускной практической квалификационной работы (далее ВПКР). Обучающиеся, осваивающие совмещенные профессии (группы профессий), ВПКР выполняют отдельно по каждой из совмещенных профессий. Перечень ВПКР составляется мастером производственного обучения под руководством заместителем директора по учебно-производственной работе, согласовывается с методической комиссией утверждается директором Учреждения. ВПКР проводится за счет времени, отведенного на производственную практику на рабочих местах. Продолжительность ВПКР составляет 8 час. Перед выполнением ВПКР издается приказ Учреждения о проведении ВПКР, в котором указываются сроки, порядок выполнения, состав комиссий по оценке ВПКР, председатель. По завершении выполнения ВПКР проводится проверка и составляется акт-заключение о сдаче ВПКР на каждого обучающегося по отдельности. Актзаключение может быть заменен протоколом в случае, если вся группа выполняла ВПКР одновременно в Учреждении 3.2.20. По окончании производственной практики обучающимся от подразделения исправительного учреждения выдается производственная характеристика, в которой указывается: наименование учреждения, подразделения, где обучающийся проходил практику; дата начала и окончания прохождения практики; перечень выполняемых работ, их качество; сведения о нормах (времени) выработки, знаниях технологического процесса; рекомендации о присвоении квалификационного разряда. Результатом производственной практики является оценка освоенных видов профессиональной деятельности и компетенций и присвоение квалификационного разряда в соответствии с Единым тарифноквалификационным справочником. Результаты оценки учитываются при государственной (итоговой) аттестации. 3.2.21. Мастерами производственного обучения составляются отчеты о прохождении обучающимися производственной практики. По итогам производственной практики заместитель директора по учебно-производственной работе совместно с мастерами производственного обучения должны подготовить документы к итоговой аттестации: дневники производственной практики с оценками за каждый рабочий день, заверенными подписями наставника и мастера производственного обучения, итоговым заключением наставника (руководителя предприятия) об уровне подготовленности практиканта и его профессиональных успехах во время прохождения практики. производственные характеристики установленного образца с оценкой качества выполнения работ и рекомендуемым уровнем квалификации, подписями наставника, руководителя предприятия, учреждения, организации и мастера производственного обучения (приложение 2); акт-заключение или протокол о сдаче ВПКР с подписями лица, принимающего работу и мастера производственного обучения; журналы производственного обучения с выставленными оценками. По окончании производственной практики в Учреждении проводится анализ организации производственной практики. 4. Обязанности участников образовательного процесса по организации и проведению учебной и производственной практики. В организации и проведении учебной и производственной практики участвуют: учреждение; исправительные учреждения; обучающиеся. Все стороны несут обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными договорами на организацию и проведение учебной и производственной практики. 4.1.Учреждение обязано: планировать и утверждать в учебном плане все виды и этапы практики; заключать договоры на организацию и проведение практики; разрабатывать и согласовывать с исправительными учреждениями, принимающими обучающихся на практику, программу, содержание и планируемые результаты практики осуществлять руководство практикой; контролировать реализацию программы и условия проведения практики исправительными учреждениями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами; совместно с исправительными учреждениями, осуществляющими проведение практики, организовывать процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных им в ходе прохождения практики; разрабатывать формы отчетности и оценочный материал прохождения практики. обеспечить обучающихся рабочими местами для полного выполнения программ учебной и производственной практики; обеспечить направление обучающихся на практику в сроки, установленные графиками учебного процесса, рабочими учебными программами, договором и согласованные с предприятием, учреждением, организацией; следить за своевременным обеспечением обучающихся оборудованными рабочими местами, материалами, инструментами, производственными заданиями в соответствии с требованиями учебных программ, санитарных правил и норм, строительных норм и правил, охраны труда; организовывать своевременное выполнение обучающимися ВПКР. 4.2. Исправительные учреждения, принимающие обучающихся на производственную практику, обязаны: заключать договоры на организацию и проведение учебной и производственной практики; согласовывать программу учебной и производственной практики, планируемые результаты практики, задание на практику; участвовать в организации и оценке результатов прохождения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, в формировании оценочного материала; издавать приказ о зачислении обучающихся на учебную практику (производственное обучение) или производственную практику с указанием профессий, конкретных объектов или рабочих мест, видов выполняемых работ, системы оплаты труда; выделять для работы обучающимся отдельные (самостоятельные) объекты или участки, обеспечивающие выполнение обучающимися предусмотренных программами учебно-производственных работ; знакомить обучающихся с формами организации и стимулирования труда на производстве, с новой техникой и технологией производства, с современными методами труда; осуществлять контроль за качеством выполняемых обучающимися работ, проводить с ними вводный инструктаж; своевременно обеспечивать обучающихся технической документацией, материалами, деталями, конструкциями, инструментами, приспособлениями, оборудованием, осуществлять приемку и учет выполненных работ, не допускать простоев обучающимися; обеспечивать здоровые и безопасные условия труда учебной и производственной практики в соответствии с правилами по охране труда и требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и служащих. обеспечивать обучающихся рабочими местами, материалами, машинами, механизмами, оборудованием и инструментами, необходимыми для выполнения ВПКР; выдают характеристику на каждого обучающегося; выделять представителей в состав аттестационной комиссии. Несчастные случаи, произошедшие с обучающимися – практикантами на предприятиях, в учреждениях, организациях расследуются и учитываются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. 4.3. Обучающиеся Учреждения при прохождении учебной и производственной практики обязаны: полностью выполнять задания, предусмотренные программой учебной практики (производственного обучения) и производственной практики; соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка; строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности; по завершении производственной практики представить в Учреждение отчетную документацию, подтверждающую результаты освоения профессиональных компетенций, полученных в период прохождения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики (дневник производственной практики, характеристику, заключение о выполнении квалификационной работы). Приложение №1 Производственная характеристика На обучающегося(уюся)_____________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Наименование образовательного учреждения _____________________________________________________________________________ Группа №_________Профессия__________________________________________________ 1.Обучающийся(аяся)__________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) за время прохождения производственной практики_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ (наименование организации, предприятия) с_____________________________________20___г. по________________________20___г. выполнял(а) работы____________________________________________разряда (класса) по _______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (перечислить основные виды работ) _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 2.Качество выполнения работ____________________________________________________ (оценка) 3.Выполнение производственных норм _____________________________________________________ (показатель) ____________________________________________________ 4.Знание технологического процесса, умение обращаться с оборудованием, приборами и инсрументами__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ (подробный отзыв) 5.Трудовая дисциплина_________________________________________________________ (замечания и оценка) ____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 6.Заключение: обучающийся(аяся)________________________________________________ (фамилия и инициалы) показал (а)_______________________________профессиональную подготовку и заслуживает присвоения____________________________тарифного разряда (класса) по профессии (ям)______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ М.П. Руководитель предприятия Начальник участка (цеха) Мастер производственного обучения Мастер бригады Старший мастер учреждения _______________________________ (Ф.И.О., подпись, дата) ________________________________________ (Ф.И.О., подпись, дата) ________________________________________ (Ф.И.О., подпись, дата) ________________________________________ (Ф.И.О., подпись, дата)