Принято на общем собрании Протокол № __ от «__» __________ 20 г. Утверждаю Директор ФКП образовательное учреждение №302 _______________Абумов Ф.М. «___»________________20 г. ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ №302 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано на основании ст.11, 12, 13 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; методическими рекомендациями ФГУ ФИРО Министерства образования и науки РФ по формированию примерных основных профессиональных образовательных программ, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов 1.2. Настоящее Положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению основной профессиональной образовательной программы, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей по образовательным программам среднего профессионального образования. 1.3. В настоящем Положении применяются следующие сокращения: Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение №302 Федеральной службы исполнения наказаний (Учреждение); среднее профессиональное образование (СПО); федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО); основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (ОПОП СПО). 1.4. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»: «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». 1.5. Рабочая программа определяет цели изучения, назначение и место ОПОП, учебной дисциплины/модуля в системе подготовки специалиста, содержание учебного материала и формы организации обучения. 1.6. Рабочая программа ОПОП регламентирует деятельность преподавателей и студентов в ходе образовательного процесса. 1.7. Учреждение ежегодно обновляет основные профессиональные образовательные программы в части состава и содержания учебно-программной документации. 2. Структура и содержание ОПОП, рабочей программы дисциплины / модуля 3.1. ОПОП состоит из 2-х частей: организационно-методической, представленной материалами для реализации ФГОС специальности; учебно-методической, представленной совокупностью учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин или профессиональных модулей; 3.1.1. В структуру первой части ОПОП входят: пояснительная записка, определяющая цели и особенности ОПОП; рабочий учебный план; график учебного процесса; аннотации рабочих программ всех дисциплин и профессиональных модулей, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ОПОП; программа государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности; методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; методические указания по выполнению курсового и дипломного проекта; методические указания по организации самостоятельной работы студентов; иные компоненты, определяемые методической комиссией самостоятельно, и учитывающие особенности конкретной специальности (профессии). 3.1.2. В структуру второй части ОПОП входят: рабочие программы учебных дисциплин; рабочие программы профессиональных модулей; календарно-тематические планы; программы учебной и производственной практики; конспект лекций преподавателя при отсутствии по дисциплине официальных учебников и учебных пособий с грифами федеральных органов; в виде отдельных приложений к рабочей программе дисциплины (профессионального модуля) представляются: фонды оценочных средств, предназначенные для проведения всех форм контроля для подготовки обучающихся по дисциплине, которые могут включать в себя: тесты (контрольные вопросы и задания), перечень вопросов, выносимых на текущий контроль, зачеты и экзамены, экзаменационные билеты. 3.1.3. Структура учебного плана: Титульный лист; пояснительная записка; таблица «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)»; таблица «План учебного процесса»; перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности СПО. Учебный план регламентирует порядок реализации ОПОП СПО. 2 Учебный план определяет качественные и количественные характеристики ОПОП СПО: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам и профессиональным модулям; распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям; формы государственной (итоговой) аттестации, объемы времени, отведенные на их подготовку и проведение; объем каникул по годам обучения. При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормативы: обязательная учебная нагрузка обучающихся при освоении ОПОП включает обязательную аудиторную нагрузку и все виды практики в составе модулей; максимальная учебная нагрузка обучающихся включает все виды обязательной учебной нагрузки и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 часа в неделю; объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении ОПОП составляет 36 академических часов в неделю; объем внеаудиторной (самостоятельной) учебной нагрузки составляет 18 часов в неделю; консультации предусматриваются в объеме 4 часа на каждого обучающегося на каждый учебный год и не учитываются при подсчете часов учебного времени; общая продолжительность каникул составляет не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год, не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более года; для всех учебных дисциплин и профессиональных модулей, в том числе введенных за счет вариативной части ОПОП, обязательна промежуточная аттестация по результатам их освоения. На промежуточную аттестацию в форме Э, отводится суммарно 1 неделя в году (если иное не предусмотрено ФГОС); промежуточная аттестация может быть организована как концентрированно (экзаменационная сессия), так и рассредоточено, т.е. непосредственно после окончания освоения соответствующих модулей; промежуточная аттестация в форме З или ДЗ проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля; промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий, выделение времени на подготовку к нему не требуется, и проводить его можно на следующий день после завершения освоения соответствующей программы. Если 2 экзамена запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий между ними (экзаменационная сессия), промежуток времени между экзаменами должен быть не менее 2 дней; на государственную итоговую аттестацию отводится 1 неделя учебного 3 времени (если иное не предусмотрено ФГОС); сводные данные по бюджету времени обучающихся содержат полное количество недель обучения по специальности с выделением составляющих: обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам, учебная и производственная практики, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация, каникулы; для выделения в учебном плане комплексных экзаменов и экзаменов квалификационных, вводятся обозначения: Э (комплексный) и Эк (квалификационный). Учебный план является основным документом для составления расписаний учебных занятий и экзаменационных сессий, расчета годовой педагогической нагрузки преподавателей. 3.1.4. График учебного процесса (календарный учебный график) составляется по всем курсам обучения и утверждается директором Учреждения сроком на один учебный год. Календарный учебный график устанавливает последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, государственной (итоговой) аттестации, каникул обучающихся. Таблица «Календарный график учебного процесса» отражает объемы часов на освоение циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик в строгом соответствии с данными учебного плана. Для дисциплин и междисциплинарных курсов указываются часы обязательной учебной нагрузки и самостоятельной работы студентов как в расчете на каждую учебную неделю, так и всего по семестру. Для всех видов практик указываются часы обязательной учебной нагрузки. Практики могут проводиться как в концентрированном, так и рассредоточенном режимах. Для отражения количества часов в неделю с учетом часов практики вводится строка «Всего часов в неделю обязательной учебной нагрузки с практикой». Таблица «Календарный график аттестаций» отражает все виды аттестаций, предусмотренные учебным планом по каждому курсу обучения в текущем учебном году. 3.2. Структурными элементами рабочей программы дисциплины / модуля являются: титульный лист; паспорт; результаты освоения (для рабочей программы модуля); структура и содержание; условия реализации; контроль и оценка результатов. Рабочая программа учебной дисциплины/модуля должна: соответствовать характеристике профессиональной деятельности выпускников по специальности и требованиям к результатам освоения ОПОП, установленным ФГОС СПО по специальности; соответствовать составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей данной учебной дисциплины/модуля и дисциплин/модулей предшествующих, последующих и изучаемых параллельно; 4 определять цели и задачи изучения дисциплины/модуля; раскрывать последовательность изучения разделов и тем дисциплины/модуля; определять структуру и содержание учебной нагрузки обучающегося по видам работ в ходе изучения данной дисциплины/модуля; соответствовать современному состоянию, тенденциям и перспективам развития науки и практики по данной дисциплине/модулю. В рабочей программе дисциплины/модуля конкретизируется содержание учебного материала, лабораторно-практических работ, видов самостоятельных и практических работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия и др. 3.3. Оформление ОПОП, рабочей программы дисциплины/модуля осуществляется в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки по формированию примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (Приложение 1, 2,3). 4. Разработка ОПОП, рабочей программы дисциплины, модуля 4.1. Процесс разработки ОПОП включает: анализ нормативной документации, информационной, методической и материальной баз Учреждения; формирование содержания ОПОП; разработка рабочих программ дисциплин/модулей; рецензирование (внешнее и внутреннее); утверждение. 4.2. На первом этапе разработки ОПОП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в части содержания и организации образовательного процесса. Основанием для этого являются требования ФГОС к компетентностно-квалификационной характеристике выпускника по специальности. 4.3. На втором этапе проектирования ОПОП разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. На этом этапе решаются следующие задачи: определяется полный перечень дисциплин ОПОП (с учетом вариативной части); устанавливается целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования; определяются наиболее эффективные, с точки зрения достижения поставленных целей, виды учебных занятий, итоговых аттестаций по дисциплинам и междисциплинарным курсам; определяются виды образовательных технологий: оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и технологий обучения. 4.4. Третий этап формирования ОПОП включает разработку рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с данными учебного плана в части количества часов, отведенных на их изучение, и с ФГОС в части требований к умениям, знаниям, профессиональным и общим компетенциям по данной специальности. 5 Рабочие программы разрабатываются по каждой дисциплине / модулю. 4.5. Ответственность за разработку ОПОП несет председатель методической комиссии Учреждения. Ответственными исполнителями разработки рабочих программ являются преподаватели соответствующих дисциплин, мастера производственного обучения. Рабочая программа ОПОП может разрабатываться коллективом авторов. 4.6. Контроль процесса разработки рабочих программ осуществляет директор Учреждения. 4.7. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы дисциплины/модуля должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: ФГОС СПО по соответствующей специальности (профессии); учебному плану специальности (профессии). 4.8. При разработке ОПОП, рабочей программы дисциплины/модуля учитываются: содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования; требования организаций, исправительных учреждений – потенциальных работодателей выпускников; материальные и информационные возможности Учреждения; новейшие достижения в данной предметной области; содержание примерной программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). 5. Дополнения и изменения к ОПОП, рабочей программе дисциплины/модуля 5.1. Дополнения и изменения к ОПОП, рабочей программе вносятся ежегодно перед началом нового учебного года и рассматриваются на методической комиссии Учреждения. 5.2. Основанием для внесения изменений являются: изменение положений, изложенных в п. 4.8; предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине /модулю или по дисциплинам, которые опираются на данную дисциплину, по результатам работы; предложения методической комиссии; предложения разработчика рабочей программы. 5.3. Список литературы должен обновляться с учетом приобретенной и изданной новой литературы. 5.4. Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные экземпляры, а также в электронную базу в виде вкладыша «Дополнения и изменения в рабочей программе». 5.5. При накоплении большого количества изменений или внесении существенных изменений в программу она должна переутверждаться. 6.Рассмотрение, согласование и утверждение ОПОП рабочей программы дисциплины / модуля. Хранение рабочей программы 6 6.1. ОПОП рассматривается и рекомендуется методической комиссией Учреждения, согласовывается с центром трудовой адаптации осужденных или производственными отделами исправительного учреждения, утверждается директором Учреждения. 6.2. Утвержденная рабочая программа находится у преподавателейразработчиков программы. Второй экземпляр хранится в методическом кабинете (в кабинете директора) Учреждения. 6.3. Электронный вариант (аналог) рабочей программы хранится в электронной базе данных Учреждения. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к положению о разработке основной профессиональной образовательной программы, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей 7 среднего профессионального образования ФКП образовательного учреждения №302 МАКЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утверждаю: Министр образования и науки Российской Федерации _________________/__________________/ «____»__________200__ г. Номер регистрации __________________ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА среднего профессионального образования начального профессионального образования (указать базовой или углубленной подготовки) _____________________________________________________________________________ код и наименование специальности _____________ год 8 Примерная основная профессиональная образовательная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности (профессии) «______________________________________________________________» код наименование специальности Разработчики: _________________________________________________ ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О. _________________________________________________ ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О. _________________________________________________ ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О. Примерная основная профессиональная образовательная программа прошла экспертизу в Экспертном совете по экспертизе образовательных образования и профессиональной подготовки программ профессионального ФГУ ФИРО и СОГЛАСОВАНА с Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. ________________________________________/_________________________/ подпись и Ф.И.О. председателя Экспертного совета ________________________________________/_________________________/ подпись и Ф.И.О. ответственного за согласование программы в МОН 9 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения ..................................................................................................................... 1.1. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы 1.2. Нормативный срок освоения программы 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности 2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции 2.3. Специальные требования 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса. 3.1. Базисный учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла 3.3.1. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.3.2. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.3.n. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.4. Программы дисциплин математического и общего естественно-научного цикла 3.4.1. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.4.2. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.4.n. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.5. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла Программы общепрофессиональных дисциплин 3.5.1. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.5.2. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.5.n. Программа… (код, наименование дисциплины) Программы профессиональных модулей 3.5.o. Программа профессионального модуля (код, наименование) 3.5.р. Программа профессионального модуля (код, наименование) 3.5.q. Программа профессионального модуля (код, наименование) 3.6. Программа производственной практики (преддипломной) 4. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы 5. Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы 5.1 Контроль и оценка достижений обучающихся 5.2 Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы 5.3 Организация итоговой государственной аттестации выпускников Приложения: Макеты Примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. 10 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы Основная профессиональная образовательная программа ____________________________ комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по специальности ________________________________________________________________. Нормативную правовую основу разработки основной профессиональной образовательной программы (далее - программа) составляют: – федеральный закон «Об образовании»; – федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО), – нормативно-методические документы Минобрнауки России (перечислить) 1.2. Нормативный срок освоения программы Нормативный срок освоения программы (базовой или углубленной) подготовки по специальности (код специальности) при очной (очно-заочной (вечерней), заочной) форме получения образования: _ на базе среднего (полного) общего образования – ______________1; – на базе основного общего образования – __________________. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. 1 Нормативный срок освоения программ определяется в соответствии с ФГОС по соответствующей специальности. 11 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2 2.1 Область и объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускника: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Объекты профессиональной деятельности выпускника: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2.2 Виды профессиональной деятельности и компетенции Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции выпускника Код ВПД 1 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.n Наименование ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ВПД 2 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.n ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ВПД 3 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.n ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… Общие компетенции выпускника Код ОК 1 ОК 2 ОК n Наименование ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… 2.3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 2 Раздел 2 заполняется в соответствии с ФГОС по специальности 12 3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3.1. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН В примерной программе полностью приводится БУП (из приложения к ФГОС), имеющий следующую форму. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН по специальности среднего профессионального образования _________________________________________________________ (код по перечню и наименование специальности) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (базовой или углубленной) подготовки Квалификация: (Код и наименование квалификации) Форма обучения – _________ Нормативный срок обучения на базе среднего (полного) общего образования - _____________ Индекс 1 ОГСЭ.00 ОГСЭ.01 ОГСЭ.02 ОГСЭ.03 ОГСЭ.04 ЕН.00 Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях 2 Обязательная часть циклов ОПОП Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл Основы философии История Иностранный язык Физическая культура Математический и общий естественнонаучный цикл 3 Макс. учебная нагруз ка обуча ющего ся, час. 4 *) Обязательная учебная нагрузка В том числе лаб.и курс. Всего практ. работа занятий (проект) 5 *) 6 *) *) *) *) *) *) *) *) *) *) *) *) *) Рекомендуемый курс изучения*) 7 *) 8 ЕН.01 ЕН.02 ЕН…. П.00 Профессиональный цикл *) *) *) ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины *) *) *) *) ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.04 13 ОП.05 Безопасность жизнедеятельности *) *) *) *) *) *) *) *) *) ОП…. Профессиональные модули Название жирным шрифтом ПМ.01 МДК.01. 01 МДК.01…. ПМ.02 МДК.02. 01 МДК.02. … ПМ…. МДК…. МДК…. ПМ…. УП.00. ПП.00. ПДП.00 ПА.00 ГИА.00 ГИА.01 ГИА.02 ВК.00 *) Название обычным шрифтом Выполнение работ по профессии рабочего (одной или нескольким). Вариативная часть циклов ОПОП Итого по циклам Учебная практика Производственная практика (практика по профилю специальности) Производственная практика (преддипломная практика) Промежуточная аттестация Государственная (итоговая) аттестация Подготовка выпускной квалификационной работы Защита выпускной квалификационной работы Время каникулярное Итого: *) *) *) *) *) *) *) *) *) *) Знаком *) помечены колонки и ячейки обязательные для заполнения. 14 «_____»____________ 20____ г. На основе Базисного учебного плана учреждением профессионального образования разрабатывается рабочий учебный план с указанием учебной нагрузки обучающегося по каждой из изучаемых дисциплин, каждому профессиональному модулю, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике. Часы вариативной части циклов ОПОП распределяются между элементами обязательной части цикла и / или используются для изучения дополнительных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов. В последнем случае дисциплина, профессиональный модуль, междисциплинарный курс вносятся в соответствующий цикл ОПОП с указанием «вариативная часть цикла». Определение дополнительных дисциплин и профессиональных модулей осуществляется с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, социальной сферы, техники и технологий, а также с учетом особенностей контингента обучающихся. 15 3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК На основании данной формы учреждением профессионального образования разрабатывается календарный учебный график для каждого курса обучения. Сентябрь Курс 1 Код и наименование элементов учебного процесса Октябрь 4 Декабрь Январь 6 12 13 19 20 26 27 3 4 10 11 17 18 24 25 31 1 7 8 14 15 21 22 28 29 5 6 12 13 19 20 26 27 2 3 9 10 16 17 23 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Февраль 24 30 31 6 Март Апрель Май Июнь 7 13 14 20 21 27 28 6 7 13 14 20 21 27 28 3 4 10 11 17 18 24 25 1 2 8 9 15 16 22 23 29 30 5 6 12 13 19 20 26 27 3 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Недели 22 23 ОГСЭ.00 ОГСЭ. 01 ОГСЭ… ЕН.00 ЕН. 01 ЕН… П. 00 ОП. 01 0П... ПМ.01 МДК.01 Раздел МДК.01.01 Раздел МДК…4 МДК… Раздел МДК… Раздел МДК… УП 01. Учебная практика по модулю ПП 01. Производственная практика по модулю ПМ.02 … ПДП.00 ФК.00 Всего часов в неделю ИГА.00 Сводные данные по бюджету времени3 / Обозначения: 3 Ноябрь 1 5 : - промежуточная аттестация; = - каникулы; Х производственная практика; / - государственная аттестация; Сводные данные по бюджету времени должны соответствовать разделу 6 ФГОС и БУП. Разделы МДК указываются при наличии в ФГОС. 16 3.3. ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА5 3.3.1. Программа... (код, наименование дисциплины) 3.3.2. Программа... (код, наименование дисциплины) … 3.4. ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА 3.4.1. Программа... (код, наименование дисциплины) 3.4.2. Программа... (код, наименование дисциплины) … 3.5. ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА 3.5.1. Программа... (код, наименование дисциплины) 3.5.2. Программа... (код, наименование дисциплины) … Программы учебных дисциплин и профессиональных модулей разрабатываются на основе Примерных (Приложение). 5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются: входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль; итоговый контроль. Правила участия в контролирующих мероприятиях и критерии оценивания достижений обучающихся определяются Положением о контроле и оценке достижений обучающихся. При необходимости некоторые виды контроля могут быть опущены. Входной контроль Назначение входного контроля состоит в определении способностей обучающегося и его готовности к восприятию и освоению учебного материала. Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме ____________________________ (устного опроса, тестирования, письменного экзамена). Текущий контроль Текущий контроль результатов подготовки осуществляется преподавателем и/или обучающимся в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных домашних заданий6 или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о: выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Рубежный контроль Рубежный (внутрисеместровый) контроль достижений обучающихся базируется на модульном принципе организации обучения по разделам учебной дисциплины. Рубежный контроль проводится независимой комиссией, состоящей из ведущего занятия преподавателя, специалистов структурных подразделений образовательного учреждения____________________________. Результаты рубежного контроля используются для оценки достижений обучающихся, определения рейтинга обучающегося в соответствии с принятой в _____________________________ рейтинговой системой, и коррекции процесса обучения (самообучения). Итоговый контроль Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется комиссией в форме 5 Примерные программы дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла одинаковы для всех специальностей СПО. Они опубликованы отдельным изданием. 6 Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) – традиционная форма организации самостоятельной внеаудиторной работы с целью проверки результатов самообучения. В зависимости от содержания, ИДЗ может представлять собой графическую, расчетную, расчетно-графическую работу, а также реферат, аналитический обзор, эссе и т.п. зачетов и/или экзаменов, назначаемой ________________________, с участием ведущего (их) преподавателя (ей). 5.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ типовое 5.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ типовое 18 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к положению о разработке основной профессиональной образовательной программы, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей среднего профессионального образования ФКП образовательного учреждения №302 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _______________________________________________________________________ название учебной дисциплины 20….г. 19 Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО) __________ ____________________________ код наименование специальности(ей) / профессии(ий) Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы учебной дисциплины. Организация-разработчик: ____________________________________ Разработчики: _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО) Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г. номер © © © © © 20 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 5 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 ОСВОЕНИЯ 21 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ __________________________________________________________________ название дисциплины 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО ______________________________. Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы учебной дисциплины. Примерная программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________ указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки) 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: __________________________________________________________________ указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: __________________________________________________________________ В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: __________________________________________________________________ Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в п. 1.ФГОСов по специальностям / профессиям 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося ______часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов; самостоятельной работы обучающегося ______ часов. 22 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) ……………… ……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.). Итоговая аттестация в форме (указать) Объем часов * * * * * * * * * * в этой строке часы не указываются Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов. 23 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________ Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Тема 1.1. Тема 2. Раздел 2. Тема 2.1. наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Объем часов обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Содержание учебного материала 1 …………. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 …………. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 …………. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) * * * * * * * * * * * * Всего: * * * * * * * Уровень освоения 4 ** ** ** (должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта примерной программы) Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 24 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _____________; мастерских ____________________; лабораторий__________. указывается наименование указываются при наличии указываются при наличии Оборудование учебного кабинета: __________________________________ Технические средства обучения: ________________________________ Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________: __________________________________________________________________ Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________ Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: _______________________________________________ Дополнительные источники: _________________________________________ После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта примерной программы Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по примерной программе учебной дисциплины. 25 ПРИЛОЖЕНИЕ №3 к положению о разработке основной профессиональной образовательной программы, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей среднего профессионального образования ФКП образовательного учреждения №302 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ _______________________________________________________________________ название профессионального модуля 20…. г. 26 Примерная государственного программа профессионального образовательного стандарта модуля (далее – разработана на ФГОС) специальностям по основе Федерального среднего профессионального образования (далее – СПО) / профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) ____________ ____________________________ код наименование специальности (профессии) Организация-разработчик:___________________________________ Разработчики: _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО) Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г. номер © © © © © 27 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 5 МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 12 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 13 МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 28 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ _______________________________________________________________________ название профессионального модуля 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО _____________ __________________________________ код название Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы профессионального модуля. в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ___________________________________________________________ указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с перечисленными в п. 1. ФГОС по специальностям / профессиям, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ указываются профессиональные компетенции в соответствии с перечисленными в п. 1. ФГОС по специальностям / профессиям, Примерная программа профессионального модуля может быть использована ________________________________________________________ Указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО) __________________________________________________________ указать уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др. __________________________________________________________________ указать опыт работы: тип предприятия, должности, стаж и др. 1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: __________________________________________________________________ 29 уметь: __________________________________________________________________ знать: __________________________________________________________________ Указываются требования к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в п. 1. ФГОС по специальностям / профессиям, 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля: всего – _________ часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – _______ часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – _____ часов; самостоятельной работы обучающегося – ______ часов; учебной и производственной практики – ______ часов. 30 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ____________________________________________________, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК … ……………………………………………………………………… ПК … ……………………………………………………………………… ПК … ……………………………………………………………………… ОК … ……………………………………………………………………… ОК … ……………………………………………………………………… ОК … ……………………………………………………………………… Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом вышеназванных ФГОС СПО / НПО. 31 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Самостоятельная Обязательная аудиторная учебная работа нагрузка обучающегося обучающегося в т.ч. в т.ч., в т.ч., лабораторные Всего курсовая курсовая работы и Всего, , работа работа практические часов часов (проект), (проект), занятия, часов часов часов Практика Коды профессиональны х компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * * * (ввести число) * * * * * * * * * * * * * (повторить число) * * * * * * * * Раздел 1. ……………………… Раздел 2. ……………………… Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) Всего: Производственна я (по профилю специальности), Учебная, часов часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно). * Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний. 32 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 Раздел ПМ 1. ……………….. номер и наименование раздела МДК 1. ………………….. номер и наименование МДК Тема 1.1. …………………. номер и наименование темы Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 2 3 * 4 Содержание (указывается перечень дидактических единиц) 1. … Лабораторные работы (при наличии, указываются темы) 1. Практические занятия (при наличии, указываются темы) 1. Тема 1.2. ……………………. Содержание (указывается перечень дидактических единиц) номер и наименование темы 1. … Лабораторные работы (при наличии, указываются темы) 1. Практические занятия (при наличии, указываются темы) 1. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания) Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы ……………………………………… Учебная практика Виды работ …………………………………………… Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) Виды работ …………………………………………… Раздел ПМ 2. ………… номер и наименование раздела МДК … номер и наименование МДК Тема 2.1. ………………… номер и наименование темы * * ** ** * * * ** ** * * * * * * * * 33 ……………….. Тема 2.2. ………………… номер и наименование темы * ……………… Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания) Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы * ……………………………………… Учебная практика Виды работ …………………………………………… Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) Виды работ …………………………………………… Раздел ПМ 3. ………… номер и наименование раздела ……………… Примерная тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрено) ……………………………………………. ……………………………………………. Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено) Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) Виды работ …………………………………….. * * * * * * Всего * (должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта примерной программы) Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 34 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов ___________; мастерских ____________; лабораторий __________. указывается наименование при наличии указываются при наличии указываются Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета ___________: _____________________________________________________________ _____ Технические средства обучения: __________________________________ Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________: _____________________________________________________________ _____ Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: _____________________________________________________________ _____ Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: _____________________________________________________________________________ Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. ……………… 2. ……………… 3. ……………… Дополнительные источники: 1. ……………… 2. ……………… После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов 35 экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Описываются условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся. _____________________________________________________________ _____ Перечисляются учебные дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного профессионального модуля. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженернопедагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): _____________________________________________________________ ____. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Инженерно-педагогический состав: _______________________________. Мастера: _______________________________________________________. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Результаты указываются в соответствии с паспортом и разделом 2 примерной программы. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по примерной программе профессионального модуля. 36