Принято на общем собрании Протокол № __ от «__» __________ 20 г. Утверждаю Директор ФКП образовательное учреждение №302 _______________Абумов Ф.М. «___»________________20 г. ПОЛОЖЕНИЕ о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. Общие положения 1.1. Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ФКП образовательном учреждении № 302 составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами: Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Профессиональными стандартами по профессии профессионального образования (далее - ПС по профессии ПО), Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО). 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих и профессиональных компетенций обучающихся по учебным дисциплинам, профессиональным модулям профессиональных образовательных программ (ПОП), реализуемых в ФКП образовательном учреждении № 302. 1.3. Фонд оценочных средств является составной частью профессиональной образовательной программы по соответствующей профессии ПО / специальности СПО. 2. Задачи фонда оценочных средств 2.1. В соответствии с ПС по профессии ПО/ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ПОП ПО/СПО. Оценка качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ включает текущий, рубежный 1 контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 2.2. В соответствии с требованиями ПС по профессии ПО/ ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ПОП ФКП образовательное учреждение № 302 создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной, итоговой аттестации обучающихся. 2.2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя, мастера производственного обучения. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, МДК, овладению профессиональными и общими компетенциями. 2.2.2. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины, междисциплинарного курса и позволяет определить качество и уровень ее (его) освоения. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания. 2.2.3. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной и производственной практикам осуществляется в рамках учебной и производственной практик. Предметом оценки по учебной и производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной (реже) возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций. 2.2.4. Итоговая аттестация обучающихся по ПОП в целом осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ПОП в целом. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всем элементам программ профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик, общепрофессиональных дисциплин. 2.3. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ПС по профессии ПО / ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин. 2.4. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания: валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения; 2 надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений; объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями. 2.5. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются: интегративность; проблемно-деятельностный характер; актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности; связь критериев с планируемыми результатами. 3. Разработка фонда оценочных средств 3.1. Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой профессии ПО / специальности СПО, реализуемой в ФКП образовательном учреждении № 302. 3.2. Фонд оценочных средств по отдельной профессии ПО/специальности СПО состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю. 3.3. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет методист совместно с преподавателями и мастерами производственного обучения. 3.4. Ответственность за разработку комплектов КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю по профессии ПО / специальности СПО несет преподаватель, мастер производственного обучения ФКП образовательного учреждения №302. Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю является методист, преподаватель, мастер производственного обучения, по соответствующей профессии / специальности. 3.5. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие: • Профессиональному стандарту по профессии профессионального образования; • Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования; • Профессиональной образовательной программе (ПОП) и учебному плану соответствующей профессии ПО/специальности СПО; • Рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля реализуемым в соответствии с ПС по профессии ПО/ФГОС СПО. • Образовательным технологиям, используемым в преподавании данной учебной дисциплины, профессионального модуля. 4. Структура и содержание фонда оценочных средств 4.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ПОП профессии ПО/ специальности СПО, должны быть разработаны для проверки 3 качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения. 4.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план ФКП образовательного учреждения №302 в соответствии с ПС/ ФГОС. 4.3. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных профессиях, специальностях, то по ней создается единый комплект контрольно-оценочных средств. 4.4. Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю являются (Приложение 1): Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств; Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов); Оценка по учебной и (или) производственной практике Контрольно-оценочные материалы для зачета, дифференцированного зачета, экзамена (квалификационного). 4.5. Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине являются (Приложение 2): Общие положения; Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке; Оценка освоения умений и знаний (типовые задания); Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по дисциплине. 4.6. Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю включают в себя контрольнооценочные материалы (КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Эти материалы оформляются в виде приложений с заданиями для оценки освоения междисциплинарного курса, учебной и производственной практики, экзамена (квалификационного). Каждый оценочный материал (задания) должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и (или) их элементов: знаний, умений. 4.7. Стандартизированные задания тестовой формы для проведения промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований (Приложение 3): текстовый редактор MS Word, формат файла – doc; текст файла с набором заданий по теме должен иметь специальную разметку, в которой различаются: текст задания, верный ответ; в комплекте тестовых заданий возможно использование всех типов тестовых заданий. на каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного задания: тестовое задание, контрольная работа, устный опрос: индивидуальный, фронтальный. 4.8. Комплект других оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных заданий, наборы проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценарии деловых игр, 4 практические задания и т.п.) должен быть структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины, профессионального модуля. 5. Процедура согласования фонда оценочных средств 5.1. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю утверждается директором ФКП образовательного учреждения № 302. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине утверждается заместителем директора по УПР. 5.2. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю, учебной дисциплине рассматривается на заседании методической комиссии. Решение о включении комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю в ФОС принимается на заседании методической комиссии, проведения, апробации и оформляется протоколом заседания МК. 5.3. Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается на заседании методической комиссии, отражается в листе регистрации изменений в комплекте КОС и оформляется протоколом заседания МК. 6. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств 6.1. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю входит в состав комплекта документов ПОП. Он также хранится в составе учебно-методических комплексов по профессиональному модулю. 6.2. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине хранится в составе учебно-методических комплексов по учебной дисциплине в методическом кабинете. 6.3. Фонды оценочных средств по ПОП профессионального образования по профессиям / специальностям СПО, реализуемым в образовательном учреждении, является собственностью ФКП образовательного учреждения № 302, и хранятся в методическом кабинете. 6.4. Авторы-разработчики несут ответственность за нераспространение контрольно-оценочных материалов среди обучающихся ФКП образовательного учреждения № 302 и других учебных заведений. 6.5. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется разработчиком в методический кабинет. 5 Лист ознакомления с Положением о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся № п/п Фамилия И.О. работника, ознакомившегося с документом Должность работника, ознакомившегося с документом Подпись Дата Примечания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 6 Приложение 1. Макет КОС для профессионального модуля ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 302 Утверждено Директором ФКП образовательного учреждения № 302 ____________/Ф.М. Абумов/ Рассмотрено на методической комиссии Учреждения Протокол №____ от «___»___________20___г. «____»_____________20__г. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю1 _________ ____________________ код и наименование профессиональной образовательной программы по профессии ПО/ основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО _______ _________________ код и наименование ________________________________ подготовки базовой или углубленной (выбрать для СПО) п. Усть-Абакан, 20__г. Курсивом даны пояснения к заполнению макета или примеры. После заполнения макета их следует удалить. 1 7 8 Содержание I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств......................................................9 1.1. Результаты освоения программы профессионального модуля, подлежащие проверке.9 1.1.1. Вид профессиональной деятельности......................................................................9 1.1.2. Профессиональные и общие компетенции..............................................................9 1.1.3. Дидактические единицы «иметь практический опыт», «уметь» и «знать»........10 1.2. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю...........................10 II. Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов)...............................................11 2.1. Формы и методы оценивания.............................................................................................11 2.2. Перечень заданий для оценки освоения МДК..................................................................12 III. Оценка по учебной и (или) производственной практике..........................................12 3.1. Формы и методы оценивания.............................................................................................12 3.2. Перечень видов работ для проверки результатов освоения программы профессионального модуля на практике.................................................................................13 3.2.1. Учебная практика (при наличии).............................................................................13 3.2.2. Производственная практика (при наличии)............................................................13 3.3. Форма аттестационного листа по практике (заполняется на каждого обучающегося)13 IV. Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).............14 4.1. Формы проведения экзамена (квалификационного)........................................................14 4.2. Форма оценочной ведомости (заполняется на каждого обучающегося).......................15 4.3. Форма комплекта экзаменационных материалов (очной части)....................................16 4.4. Перечень заданий, выполняемых в ходе очной части экзамена (квалификационного)19 4.5. Защита портфолио...............................................................................................................19 4.5.1. Тип портфолио:.........................................................................................................19 4.5.2. Проверяемые результаты обучения:.......................................................................19 4.5.3. Основные требования..............................................................................................19 4.5.4. Критерии оценки......................................................................................................19 4.6. Защита курсового проекта (работы)..................................................................................19 4.6.1. Проверяемые результаты обучения:.......................................................................19 4.6.2. Основные требования:.............................................................................................20 4.6.3. Критерии оценки......................................................................................................20 Приложения 1. Задания для оценки освоения МДК.........................................................20 Приложения 2. Виды работ на практике.............................................................................20 Приложения 3. Задания для экзамена квалификационного...........................................20 Пункты 4.5 «Защита портфолио», 4.6 «Защита курсового проекта» заполняются только для основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО. 9 I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1.1. Результаты освоения программы профессионального модуля, подлежащие проверке 1.1.1. Вид профессиональной деятельности Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности __________________________________________________________________ Наименование из ПС/ФГОС Для подтверждения такой готовности обязательна констатация сформированности у обучающегося всех профессиональных компетенций, входящих в состав профессионального модуля. Общие компетенции формируются в процессе освоения ПОП в целом, поэтому по результатам освоения профессионального модуля возможно оценивание положительной динамики их формирования. 1.1.2. Профессиональные и общие компетенции В результате освоения программы профессионального модуля у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции. Таблица 1. Показатели оценки сформированности ПК Профессиональные компетенции (должны быть сформированы в полном объеме) ПК 1 ПК n Показатели оценки результата №№ заданий для проверки … … Таблица 2. Показатели оценки сформированности ОК, (в т.ч. частичной) Общие компетенции (возможна частичная сформированность) ОК 1 ОК n Показатели оценки результата №№ заданий для проверки … … Профессиональные и общие компетенции указываются в соответствии с разделом 2 рабочей программы профессионального модуля. Показатели оценки результата следует указывать для каждой компетенции в соответствии с разделом 5 рабочей программы профессионального модуля. Сформированность компетенций (в т. ч. частичная для общих) определяется по завершении освоения программы профессионального модуля и может быть подтверждена как изолированно, так и комплексно. В ходе экзамена (квалификационного) предпочтение следует отдавать комплексной оценке. Если для оценки сформированности нескольких компетенций применяется общий показатель, допустимо группировать их следующим образом: 10 Таблица 3. Комплексные показатели сформированности компетенций Профессиональные и общие компетенции ПК n, ОК n, ОК m ПК m, ОК р Показатели оценки результата №№ заданий для проверки … Сгруппированы ПК и ОК … 1.1.3. Дидактические единицы «иметь практический опыт», «уметь» и «знать» В результате освоения программы профессионального модуля обучающийся должен освоить следующие дидактические единицы. Таблица 4. Перечень дидактических единиц в МДК и заданий для проверки Коды Наименования Иметь практический опыт: ПО 1 ПО n Уметь: У1 Уn Знать: З1 Зn Показатели оценки результата №№ заданий для проверки … … … … … … Пункт заполняется на основе раздела «Паспорт» рабочей программы профессионального модуля. Нумерация в кодах должна соответстввовать последовательности дидактических единиц в рабочей программе ПМ. Наличие практического опыта определяется на момент завершения обучения по ПМ на основе результатов прохождения производственной (чаще) и/или учебной (значительно реже) практики. Сформированность умений и усвоение знаний можно контролировать как в процессе освоения программы профессионального модуля, так и по окончанию во время промежуточной аттестации. 1.2. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю Обязательной формой аттестации по итогам освоения программы профессионального модуля Результатом экзамена этого является является экзамен (квалификационный). однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен». Для составных элементов профессионального модуля дополнительно предусмотрена промежуточная аттестация: 11 Таблица 5. Запланированные формы промежуточной аттестации Элементы модуля, профессиональный модуль МДК 0n.01 МДК 0n.02 МДК 0n.0m УП ПП ПМ Формы промежуточной аттестации ДЗ (Э) ДЗ (Э) ДЗ (Э) ДЗ ДЗ Экзамен (квалификационный)!!! Формы промежуточной аттестации указываются в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. Если отдельным элементам ПМ промежуточной аттестации не предусмотрено, в соответствующей строке делается запись «не предусмотрена». Если предусмотрен комплексный экзамен по нескольким МДК, соответствующие ячейки следует объединить. II. Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов) 2.1. Формы и методы оценивания Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: __________________________ _________________________________________________________________. Указываются рекомендуемые формы оценки для проведения текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по МДК (если она предусмотрена). Оценка освоения МДК предусматривает использование ____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Дается описание системы оценивания в соответствии с локальным актом ОУ. Например: - сочетание накопительной / рейтинговой системы оценивания и проведения экзамена (дифференцированного зачета) по МДК!!!!!! - по выбору обучающегося применение накопительной / рейтинговой системы оценивания или сдача экзамена; в зависимости от рейтингового балла студент может быть освобожден от проверки освоения на экзамене определенной части дидактических единиц. - др. 12 2.2. Перечень заданий для оценки освоения МДК Таблица 6. Перечень заданий в МДК №№ заданий Проверяемые результаты обучения (У и З) У1 У2 У3 У4 Тип задания Напр. - вопросы контрольной работы; - лабораторная работа; - тестирование; - деловая игра и др решение задач и т.п. Возможности использования Напр. - текущий контроль; - рубежный контроль; - итоговое оценивание; - промежуточная аттестация и др. З1 З2 III. Оценка по учебной и производственной практике 3.1. Формы и методы оценивания Предметом оценки по учебной и (или) производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: __________________________ _________________________________________________________________. Указываются рекомендуемые формы оценки для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации по учебной и производственной практике (если они предусмотрены). В отдельных случаях по итогам профессиональной практики (чаще) и учебной (реже) возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций, тогда можно добавить следующий абзац: Если предметом оценки является сформированность профессиональных и общих компетенций, то их оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов: ___________________________ 13 Оценка по учебной и (или) производственной практике выставляется на основании аттестационного листа (производственной характеристики), результатов зафиксированных в дневнике по производственной практике. Например: на базе данных аттестационного листа (характеристики учебной и профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика, либо образовательного учреждения (для учебной практики). 3.2. Перечень видов работ для проверки результатов освоения программы профессионального модуля на практике 3.2.1. Учебная практика (при наличии) Таблица 7. Перечень видов работ учебной практики Виды работ Указываются в соответствии с разделом 3 рабочей программы профессионального модуля Коды проверяемых результатов ПК ОК ПО, У 3.2.2. Производственная практика (при наличии) Таблица 8 Перечень видов работ производственной практики Виды работ Указываются в соответствии с разделом 3 рабочей программы профессионального модуля Коды проверяемых результатов ПК ОК ПО, У 3.3. Форма аттестационного листа по практике (заполняется на каждого обучающегося) Дифференцированный зачет по учебной и (или) производственной практике выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время 14 практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика. ____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) за время прохождения производственной практики ______________________ ____________________________________________________________________ (наименование учреждения) 1. Фактически на рабочем месте по профессии______________________________ ____________________________________________________________________ работал с «___»_________20__г. по «____»________________20__г. выполнял_______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (основные виды работ) 2. Качество выполненных работ______________________________________________ _________________________________________________________________________ 3. Выполнение производственных норм за последнюю неделю производственной практики________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (показатель) 4. Знание технологического процесса, обращение с оборудованием, инструментами и приспособлениями_______________________________________________________ _____________________________________________________________________ 5. Трудовая дисциплина, соблюдение требований охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка ___________________________________________________ _________________________________________________________________________ (краткие замечания и оценка) 6. Заключение: обучающийся___________________________________________ показал ___________________ профессиональную подготовку и заслуживает присвоения ______________________________ разряда по профессии ______________________________________________________________ Представитель учреждения_____________________________ Мастер п/о _____________________________ IV. Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного) 4.1. Формы проведения экзамена (квалификационного) по ОПОП СПО Экзамен (квалификационный) представляет собой ______________________ __________________________________________________________________ Указать предпочтительную форму проведения экзамена или сочетание нескольких форм Важно! При отрицательном заключении хотя бы по одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен». 15 4.2. Форма оценочной ведомости для экзамена (квалификационного) по основной профессиональной образовательной программе СПО (заполняется на каждого обучающегося) Все части ведомости до пункта «Итоги экзамена (квалификационного)» должны быть заполнены до начала очной части экзамена (квалификационного). ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ _________________________________________________________________, ФИО обучающийся(аяся) на _____ курсе по профессии ПО / специальности СПО _________ ___________________ код и наименование ________________________________________ подготовки (только для СПО) базовой или углубленной освоил(а) программу профессионального модуля ________________________ __________________________________________________________________ наименование профессионального модуля в объеме ______ час. с «___»._____.20__ г. по «___»._______.20__ г. Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля (если предусмотрено учебным планом). Элементы модуля (код и наименование МДК, код практики) Итоговая оценка по результатам контроля освоения программы ПМ Формы промежуточной аттестации Оценка Результаты выполнения и защиты курсового проекта (работы) (только для СПО, если предусмотрено учебным планом и не входит в состав экзамена квалификационного). Тема «________________________________________________________» Оценка _______________________. Итоги экзамена (квалификационного) Коды и наименования проверяемых компетенций Дата ___.___.20___ Оценка (да / нет) Подписи членов экзаменационной комиссии ___________________/ ФИО, должность 16 4.3. Форма комплекта экзаменационных материалов (очной части) Состав I. Паспорт. II. Задание для экзаменующегося. III. Пакет экзаменатора. III а. Условия. III б. Критерии оценки. I. ПАСПОРТ Назначение: КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля __________________________________________ по профессии ПО / специальности СПО _____________________________ код профессии / специальности _________________________ Оцениваемые компетенции: ПК 1. ………. ПК 2. ………. ПК n. ………. ОК 1. …………… ОК n. …………… ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ Оцениваемые компетенции: ________________________________________ перечислить ПК и ОК Текст задания (если деление на части не предусмотрено) ________________ Часть А. (при необходимости) _______________________________________ Часть Б. (при необходимости) ________________________________________ Инструкция (можно расширить) 1. Внимательно прочитайте задание (обязательный элемент). 2. Последовательность и условия выполнения частей задания (указывается при необходимости) ___________________________________________________ Вы можете воспользоваться (указать, чем) ____________________________ Максимальное время выполнения задания – ___________ мин./час. Раздаточные и дополнительные материалы (при необходимости) __________ 17 ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА III a. Условия выполнения заданий Количество вариантов (пакетов) заданий для экзаменующихся: ________ Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен (квалификационный): Задание № ______ мин./час. Задание № ______ мин./час. … Всего на экзамен _______ мин./час. Условия выполнения заданий Задание 1. Требования охраны труда: _________________________________________ инструктаж по технике безопасности, спецодежда, наличие инструктора и др. Оборудование: ____________________________________________________ Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.) __________________________________________________________________ Дополнительная литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.)_______________________________________________________________ Задание 2. (аналогично) Инструкция (можно расширить): 1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся (обязательный элемент). 2. _______________________________________________________________ (напр. ознакомьтесь с оборудованием для каждого задания; укажите дополнительную литературу, необходимую для оценивания и т.д.) 3. ________________________________________________________________ Показатели оценки результатов освоения программы профессионального модуля Номер и содержание задания Оцениваемые компетенции Показатели оценки результата 18 III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 1. Выполнение задания: Экспертный лист Вариант 1 (Критерии оценки соответствуют показателям) Освоенные ПК ПК 1.3. – Производить модификацию отдельных модулей ИС в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения Показатель оценки результата Оценка Составление функциональной схемы алгоритма Составление блок-схемы алгоритмов Минимальность построенного алгоритма Оптимальность выбора методов обработки информации Реализация алгоритмов на встроенном языке ИС Функционирование модуля ИС Да * Нет Да * Нет Да Нет Да Нет Да * Нет Да * Нет Соответствие разработанного Да * модуля техническому заданию Нет Экспертный лист Вариант 2 (Критерии оценки разработаны отдельно, но на основе показателей) Организация рабочего места парикмахера Выполнил 1 Надевать специальную одежду 2 Получать парикмахерское бельё, вспомогательные материалы, парфюмерию 3 Рационально размещать на рабочем месте оборудование, инструменты, приспособления, парикмахерское белье 4 Проводить текущее обслуживание и чистку приспособлений, инструментов 5 Соблюдать необходимые меры предосторожности при работе с оборудованием 6 Соблюдать правила личной гигиены 7 Сдавать использованное парикмахерское бельё Общение с клиентом и диагностика 1 Определять тип и свойства волос 2 Проводить диагностику состояния волос и кожи головы 3 Оценивать индивидуальные особенности клиента 4 Доводить до клиента информацию о характере предоставляемой услуги Не выполнил 19 2. Устное обоснование необходимости) 4.4. Перечень заданий, (квалификационного) (защита выполненной выполняемых в работы): ходе (при экзамена Таблица 9. Перечень заданий экзамена №№ заданий Проверяемые результаты обучения (ПК, ОК) Тип задания напр. - вопросы для тестирования, - кейс, -практическое задание и др. 4.5. Защита портфолио (если предусмотрено в составе экзамена (квалификационного)) 4.5.1. Тип портфолио: Использован _________________________________________ портфолио. Выберите из предложенных вариантов: портфолио документов, портфолио работ, рефлексивный портфолио, портфолио смешанного типа. 4.5.2. Проверяемые результаты обучения: Перечислить коды и наименования ПК и ОК 4.5.3. Основные требования Требования к структуре и оформлению портфолио: _____________________. Требования к презентации и защите портфолио: ________________________. 4.5.4. Критерии оценки Таблица 10. Оценка портфолио Коды и наименования проверяемых Показатели оценки результата компетенций или их сочетаний Оценка (да / нет) Таблица 11. Оценка презентации и защиты портфолио Коды и наименования проверяемых Показатели оценки результата компетенций или их сочетаний Оценка (да / нет) 4.6. Защита курсового проекта (работы) (только для СПО, если предусмотрено в составе экзамена (квалификационного)) 20 4.6.1. Проверяемые результаты обучения: Перечислить коды и наименования ПК и ОК 4.6.2. Основные требования: Требования к структуре и оформлению проекта (работы): _______________. Требования к защите проекта (работы): ______________________________. 4.6.3. Критерии оценки Таблица 12. Оценка работы (проекта) Коды и наименования проверяемых Показатели оценки результата компетенций или их сочетаний Оценка (да / нет) Таблица 13. Оценка защиты работы (проекта) Коды и наименования проверяемых Показатели оценки результата компетенций или их сочетаний Оценка (да / нет) Приложения 1. Задания для оценки освоения МДК Приложения 2. Виды ВПКР (выпускная практическая квалификационная работа) Виды практики Приложения 3. Задания для экзамена квалификационного 21 Лист согласования Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ В комплект КОС внесены следующие изменения: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании МК _______________________________________________________ «_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). Председатель МК ________________ /___________________/ 22 Приложение 2. Макет КОС для учебной дисциплины ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 302 Рассмотрено на методической комиссии Учреждения Протокол №____ Утверждено Заместителем директора по УПР ФКП образовательного учреждения № 302 ____________/Е.А.Ефаркина/ от «___»___________20___г. «_____»____________20___г. Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине (название дисциплины) профессиональной образовательной программы по профессии ПО / основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО (код и название профессии / специальности) (Уровень подготовки для профессии ПО/ специальности СПО) п. Усть-Абакан, 20__г. Курсивом даны пояснения к заполнению макета или примеры. После заполнения макета их следует удалить. 23 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств...................................24 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.........24 3. Оценка освоения учебной дисциплины........................................................25 3.1. Формы и методы оценивания.................................................................25 3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины............27 4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине...........................................................................................................28 5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины………………29 24 1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств В результате освоения учебной дисциплины (название дисциплины) обучающийся должен обладать предусмотренными ПС/ФГОС по профессии ПО / специальности СПО (код и название профессии / специальности) (Уровень подготовки для профессии ПО/ специальности СПО) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями: У 1……… У n……… З 1…….... 3 n ……… ОК 1…….. ОК n .…… (Укажите из ПС по профессии/ ФГОС по специальности умения, знания, общие компетенции для дисциплины) Формой аттестации по учебной дисциплине является _______________ Указать форму аттестации, предусмотренную учебным планом специальности учебного заведения (З, ДЗ, Э). 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций: Таблица 1. Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения и общие компетенции) Показатели оценки результата Следует сформулировать показатели Раскрывается содержание работы Форма контроля и оценивания Заполняется в соответствии с разделом 4 УД Уметь: У 1. ОК …. У 2. ОК…. У 3. ОК…. У 4. ОК…. У 5. ОК…. Знать: 25 З1. З2. З3 З4 З5 З6 Примечание. ПК, ОК, З, У указываются в соответствии с разделом 1.3 рабочей программы по учебной дисциплине, а показатели оценки результатов в соответствии с разделом 4 рабочей программы по учебной дисциплине. 2.2. Требования к портфолио (раздел включается по усмотрению преподавателя) 3. Оценка освоения учебной дисциплины: 3.1. Формы и методы оценивания Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ПС/ФГОС по дисциплине (название дисциплины), направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. ( технология оценки З и У по дисциплине прописывается в соответствии со спецификой дисциплины. предусмотрена Если рейтинговая экзамен система проводится оценки, то поэтапно это или подробно описывается) 26 Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) ,Таблица 2. Элемент учебной дисциплины Формы и методы контроля Текущий контроль Форма контроля Проверяемые ОК, У, З Раздел 1 (название) Тема 1 n (название) Устный опрос Практическая работа №1 Тестирование Самостоятельная работа и т.п. Устный опрос Практическая работа №3 Практическая работа №4 Тестирование Самостоятельная работа и т.п. Форма контроля Проверяемые ОК, У, З Контрольная работа №1 и т.п. У1, У2, З 1, З2, З3, ОК 3, ОК 7 Контрольная работа №2 и т.п. У1, У2, З 1, З2, З3, ОК 3, ОК 7 Промежуточная/ итоговая аттестация Форма контроля Проверяемые ОК, У, З Экзамен, Зачет, ДЗ У1, У2, У3, У4 З 1, З2, З3, З4, З5 ОК 3, ОК 7 У1, У2, З 1, З2, З3, ОК 3, ОК 7 Раздел 2 n (название) Тема 2 n (название) Рубежный контроль У1, У2, З 1, З2, З3, ОК 3, ОК 7 27 3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины 3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З1, З2, З3…, умений У1, У2 …. (рубежный контроль) (прописать типовые задания в соответствии с табл. 1.1. , примеры) 1) Задания в тестовой форме (пример) 2) Анализ кейс-стади Задание. Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на следующие вопросы: 1. 2. 3. 3) Практическая работа 1. Задание. 4) Самостоятельная работа Задание. 3.2.2. Типовые задания для оценки знаний З4, З5, З6 …..(рубежный контроль) 1) Задания в тестовой форме (пример) 2) Анализ кейс-стади Задание. Внимательно прочитайте предложенный кейс и дайте ответы на следующие вопросы: 1. 2. 3. 3) Практическая работа 1. Задание. 4) Самостоятельная работа Задание. 28 4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой/промежуточной аттестации по учебной дисциплине Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: _________________________________________________________________. Указываются рекомендуемые формы оценки и контроля для проведения текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации (если она предусмотрена). Оценка освоения дисциплины предусматривает использование _________________________________________________________________. Дается описание системы оценивания в соответствии с локальным актом ОУ, программой дисциплины Например: - накопительной / рейтинговой системы оценивания и проведение экзамена (дифференцированного зачета) - по выбору обучающегося накопительной / рейтинговой системы оценивания или сдачу экзамен; в зависимости от рейтингового балла студент может быть освобожден от проверки освоения на экзамене той или иной части дидактических единиц. - др. I. ПАСПОРТ Назначение: КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины название по профессии ПО / специальности СПО (код и название специальности) (Уровень подготовки для специальности СПО) (У и З прописываются в соответствии с табл. 1. КОС и таблицей 2 ФГОС по дисциплине) Умения У1 У2У3У4 _______________________________________________________ Знания З1-; З2З3З4З5- _______________________________________________________ 29 II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Инструкция для обучающихся Внимательно прочитайте задание. Время выполнения задания – _________часа/мин. Задание При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается овладение умениями и знаниями, общими компетенциями, указанными в разделе 1 настоящего макета. Задания должны носить практикоориентированный характер. Литература для обучающихся: Указывается, только в том случае, если ею разрешается пользоваться на экзамене III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА / КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ III а. УСЛОВИЯ Описать условия проведения итоговой/ промежуточной аттестации. Варианты заданий для экзаменующегося/обучающегося Время выполнения задания – ….. час/мин. Оборудование: (указать оборудование, инструментарий, натуральные образцы, макеты, бланки документов, компьютерные программы, в том числе используемые для электронного тестирования, и т.п.) Эталоны ответов Экзаменационная ведомость (или оценочный лист). IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины Раздел заполняется в логической последовательности, выстроенной в рабочей программе учебной дисциплины и календарно-тематическом плане. Можно опираться на таблицу 2 данного документа 30 Лист согласования Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ В комплект КОС внесены следующие изменения: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании МК _______________________________________________________ «_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). Председатель МК ________________ /___________________/ 31 Приложение 3 Основные требования к оформлению комплекса тестовых заданий 1. Комплекс тестовых заданий (далее - КТЗ) должен быть представлен в виде текстового документа (Microsoft Word). 2. Все тестовые задания должны быть разделены по контролируемым разделам. 3. Последовательность тестовых заданий в КТЗ оформляется двойной нумерацией (N.K.), где N – номер контролируемого раздела в соответствии с паспортом КТЗ, K – порядковый номер вопроса в данном разделе. 4. Автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования (АИССТ) поддерживает следующие основные типы тестовых заданий (ТЗ): выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова, графическая форма тестового задания и др. ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: 1. Выбор одного варианта ответа из предложенного множества Инструкция студенту: Выберите один правильный вариант и нажмите кнопку «Ответить» Пример оформления ТЗ в документе MS Word: Столицей Российской Федерации является: . Санкт-Петербург . Минск; . Москва; . Киев. Примечание: Правильный вариант ответа выделяется полужирным шрифтом. Количество вариантов ответа должно быть не менее 4 и не более 8. Выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества Инструкция студенту: Выберите несколько правильных вариантов и нажмите кнопку «Ответить» Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word: На территории Российской Федерации располагаются следующие города: . Симферополь; . Брянск;(25%) . Самара; (25%) . Одесса; . Донецк; . Рязань; (25%) 32 . Актюбинск; . Омск. (25%) Примечание: Все правильные ответы выделяются полужирным шрифтом. Также необходимо указать вес (долю) каждого верного варианта ответа (сумма всех верных вариантов ответа должна составить 100%). Количество предложенных вариантов ответа должно быть не менее 5 и не более 8. 2. Задания на установление соответствия Инструкция студенту: Соотнесите элементы двух списков и нажмите кнопку «Ответить» Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word: Соотнесите государство и его столицу: Португалия Испания Италия Нидерланды Мадрид Лиссабон Рим Амстердам Брюссель Примечание: ТЗ оформляется в виде таблицы с двумя столбцами. Верные варианты ответов указываются соответствующей нумерацией во втором столбце. Также необходимо указать вес (долю) каждого верного варианта ответа (сумма всех верных вариантов ответов должна составить 100%). Количество элементов в столбце должно быть не менее 3 и не более 6. Во втором столбце должно быть большее количество вариантов ответов (для исключения возможности угадывания последнего соответствия). 3. Задание на установление правильной последовательности Инструкция студенту: Расположите элементы списка в необходимой последовательности и нажмите кнопку «Ответить» Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word: Расположите в хронологической последовательности (от раннего к позднему) следующие события: Куликовская битва Ледовое побоище Великая Отечественная война Северная война Примечание: ТЗ оформляется в виде таблицы с одним столбцом. Верная последовательность указывается нумерацией в столбце. Количество предложенных вариантов ответов должно быть не менее 3 и не более 6. 4. Задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания) 33 Инструкция студенту: Введите с клавиатуры Ваш вариант ответа и нажмите кнопку «Ответить» Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word: Столица Эфиопии – город____________ Примечание: ТЗ оформляется в виде высказывания (определения) с пропущенным ключевым словом (словом, словосочетанием, графическим символом). Тестируемому студенту варианты ответа не предлагаются. Варианты правильного ответа для оформления в системе АИССТ приводятся с новой строки полужирным шрифтом. Формулировка ТЗ данного типа предполагает краткий и однозначный ответ. 5. Графическая форма тестового задания Инструкция студенту: Укажите на графическом изображении правильный фрагмент, щелкнув по нему левой кнопкой мыши. Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word: Укажите на рисунке испанский тип геральдического щита: Примечание: Оформляется в виде вопроса и соответствующего графического изображения, на котором необходимо указать правильный фрагмент, щелкнув по нему левой кнопкой мыши. Для оформления ТЗ в системе АИССТ необходимо продублировать изображение с указанием зоны правильного ответа. 34