ПРИНЯТО на общем собрании работников ОУ Протокол №____от «______»________________20 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения №302 _________________Ф.М. Абумов «___»__________________20____г. Положение о порядке проведения инвентаризации в образовательном учреждении 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения образовательным учреждением (далее по тексту - ОУ) инвентаризации имущества, финансовых обязательств и оформления результатов инвентаризации. Под имуществом ОУ понимаются основные средства (в т.ч. непроизведенные активы), нематериальные активы, финансовые вложения, материальные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые актив; а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. 1.2. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации: - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 28.09.2010 № 243-ФЗ); - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (в ред. от 08.11.2010 № 142н); - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»; - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению». 1.3. Инвентаризация может быть плановая и внеплановая (внезапная), полная и выборочная: - плановая инвентаризация проводится ежегодно перед составлением годовой отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года; - внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится, как по решению директора ОУ, так и по требованию контролирующих органов; - полная инвентаризация охватывает все виды имущества, финансовые обязательства; - выборочная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств. 1.4. Основными целями инвентаризации являются: 2 - выявление фактического наличия имущества; - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и выявление отклонений; - проверка полноты отражения в учете принятых финансовых обязательств. 1.5. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются приказом директора ОУ, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно. Статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен обязательный порядок проведения инвентаризации в следующих случаях: - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене материально ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - при реорганизации или ликвидации ОУ; - при проведении ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности ОУ; - в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 1.6. Инвентаризации подлежат: - имущество, указанное в п.1.1 настоящего Положения, независимо от его местонахождения (в т.ч. находящееся в филиалах), а также имущество, не имеющее стоимостной оценки или находящееся на ответственном хранении; - виды финансовых обязательств, указанные в п.1.1 настоящего Положения. 1.7. Для проведения инвентаризации ежегодно в ОУ приказом директора назначается инвентаризационная комиссия в составе председателя и членов. В целях единовременного проведения инвентаризации из-за большого объема работ могут создаваться (в дополнение к основной) рабочие инвентаризационные комиссии по объектам, которые подчиняются председателю инвентаризационной комиссии. Персональный состав инвентаризационных комиссий (далее по тексту инвентаризационная комиссия) утверждается приказом директора ОУ. Указанный приказ ОУ в обязательном порядке доводится под роспись до председателя инвентаризационной комиссии и ее членов главным бухгалтером ОУ. Инвентаризационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии со сроками проведения инвентаризаций. 1.8. Инвентаризационная комиссия в ходе работы: - при необходимости запрашивает у материально ответственных лиц представление дополнительных сведений; - проверяет в структурных подразделениях ОУ (у материально ответственных лиц) наличие, качественное состояние, комплектность и условия хранения имущества (в т.ч. основных средств, материальных запасов, готовой продукции, товаров и прочих запасов). 1.9. Инвентаризационная комиссия несет ответственность: - за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом директора; - за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии (остатках) объектов основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и готовой продукции, товаров, расчетов и других активов; 3 - за правильность указания в инвентаризационных описях признаков объектов основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и готовой продукции, товаров, расчетов и других активов (наименование, тип, марка и другие признаки); - за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации. 2. Общие правила проведения инвентаризации 2.1. До наступления установленных сроков проведения инвентаризации директор ОУ издает приказ о проведении инвентаризации, в котором указываются сроки ее проведения, виды инвентаризируемого имущества и финансовых обязательств, а также при необходимости (согласно п. 1.6 настоящего Положения) уточняется состав инвентаризационной комиссии. 2.2. Перед началом работы председателем инвентаризационной комиссии: - проводится инструктаж членов инвентаризационной комиссии с доведением до них целей и задач предстоящей инвентаризации, о порядке и сроках работы инвентаризационной комиссии; - доводится под роспись до членов инвентаризационной комиссии требования законодательства Российской Федерации об ответственности за сокрытие выявленных нарушений; - организуется изучение инвентаризационной комиссией законодательства Российской Федерации по вопросам контроля финансово-хозяйственной деятельности, ознакомление с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок. 2.3. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Фактическое наличие материальных ценностей определяется путем их взвешивания по массе (весу), обмера объема и другими способами с применением проверенных в установленном порядке средств измерений массы и объема, а также путем пересчета штучных предметов, измерения материальных ценностей, учитываемых в метрах. 2.4. Инвентаризация имущества производится по каждому материально ответственному лицу и по месту хранения имущества. При хранении имущества в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения имущества. По материальным ценностям, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей определяется на основании первичных учетных документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. 2.5. При обнаружении материальных ценностей, пришедших в негодность и не списанных с бухгалтерского учета, инвентаризационная комиссия дает предложения об их списании в служебной записке. Списание указанных материальных ценностей осуществляется в порядке, установленном в ОУ. 2.6. Если в ходе инвентаризации обнаруживаются материальные ценности, данные по которым в регистрах учета отсутствуют или не соответствуют 4 действительности, инвентаризационная комиссия указывает в инвентаризационных описях правильные данные или технические характеристики. 2.7. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств записываются инвентаризационной комиссией в инвентаризационные описи, составляемые в двух экземплярах. Инвентаризационные описи подписываются председателем и членами инвентаризационной комиссии, которые проводили инвентаризацию, и материально ответственными лицами. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств автоматизации, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемого имущества, его количество указываются в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете. На каждой странице инвентаризационной описи указываются прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти материальные ценности представлены (штуках, килограммах, метрах и т.д.). Инвентаризационные описи, заполненные ручным способом с использованием чернил или шариковой ручки, должны быть написаны четко, ясно, без помарок и подчисток. Исправление ошибок производится во всех экземплярах инвентаризационных описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. 2.8. В случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они немедленно сообщают об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправления выявленных ошибок в инвентаризационных описях. 2.9. По окончании инвентаризации по приказу директора ОУ могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с назначением контрольно-ревизионной комиссии. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей ИНВ-24 (форма по ОКУД 0317020) и записываются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций ИНВ-25 (форма по ОКУД 0317021). 3. Инвентаризация бланков документов строгой отчетности 5 Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственному лицу. 4. Инвентаризация расчетов 4.1. При инвентаризации расчетов проверяется обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета ОУ, и состояния дебиторской и кредиторской задолженности. 4.2. Инвентаризации подлежат расчеты ОУ с бюджетами Российской Федерации, поставщиками, подотчетными лицами, другими дебиторами и кредиторами. 4.3. Инвентаризационная комиссия проводит документальную проверку состояния и обоснованности числящихся на счетах сумм и причин возникновения задолженности, устанавливает возможности ее уменьшения или ликвидации. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, реальность задолженности, правильность и обоснованность числящихся в бухгалтерском учете и отчетности сумм задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание дебиторской задолженности в принудительном порядке. 4..4. При инвентаризации отдельно проверяются суммы по имуществу оплаченному, но находящемуся в пути, а также по имуществу полученному, но на которое не поступили в срок первичные учетные документы. 4..5. При инвентаризации подотчетных сумм: проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи и целевое назначение). 4.6. Результаты инвентаризации расчетов оформляются инвентаризационной описью (форма по ОКУД 0504089), в которой перечисляются наименования дебиторов (кредиторов), проинвентаризованных счетов, указываются суммы дебиторской (кредиторской) задолженности всего, в том числе подтвержденной дебиторами (кредиторами) и не подтвержденной дебиторами (кредиторами), суммы дебиторской (кредиторской) задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. 4.7. Инвентаризация расчетов проводится перед составлением годовой отчетности. 5. Документальное оформление инвентаризации нефинансовых активов и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете 5.1. Результаты инвентаризации имущества ОУ оформляются: - инвентаризационными описями по объектам нефинансовых активов (формы по ОКУД 0317001,0317002,0317004) - при инвентаризации объектов нефинансовых активов. В зависимости от объектов инвентаризации могут применяться формы, утвержденные другими федеральными органами исполнительной власти или разработанные непосредственно ОУ. 5.2. Инвентаризационные описи по нефинансовым активам по окончании инвентаризации и их соответствующего оформления передаются председателем 6 инвентаризационной комиссии в тот же день, а если инвентаризация закончилась после окончания рабочего дня, то на следующий день к началу работы. Инвентаризационные описи передаются по перечню, подписанному председателем инвентаризационной комиссии. Далее сличается фактическое наличие с данными бухгалтерского учета, показанными в инвентаризационных описях, и отражает результаты инвентаризации в сводной сличительной ведомости произвольной формы, то есть расхождения между учетными данными и фактическим наличием имущества. По выявленным расхождениям оформляются сличительные ведомости по результатам инвентаризации основных средств ИНВ-18 (форма по ОКУД 0317016) и сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей ИНВ-19 (форма по ОКУД 0317017). 5.3. В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций имущества в отчетном году обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризаций ИНВ-26 (форма по ОКУД 0317022), которая подписывается: директором ОУ, главным бухгалтером, председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация и в годовой бухгалтерской отчетности ОУ. 6. Документальное оформление инвентаризации финансовых обязательств и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете 6.1. Результаты инвентаризации финансовых обязательств ОУ оформляются инвентаризационной описью расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма ОКУД 0504089) 6.2. Результаты инвентаризации отражаются в годовой бухгалтерской отчетности ОУ. 7. Документальное оформление инвентаризации бланков документов строгой отчетности - инвентаризационной описью бланков строгой отчетности 0504086). (форма ОКУД