ПРИНЯТО на общем собрании работников ОУ Протокол №____от «______»________________20 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения № 302 _____________ Ф.М. Абумов «____»__________ 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ о системе управления охраной труда 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее Положение) устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования Системы управления охраной труда (далее СУОТ), а также порядок проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда в ФКП «Образовательное учреждение № 302» (ОУ). 1.2. Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», другими нормативными правовыми актами по охране труда. 1.3. Положение распространяется на всех работников ОУ в объеме их компетенции и должностных обязанностей. 1.4. Положение определяет задачи, обязанности и ответственность руководителей и работников ОУ по созданию здоровых и безопасных условий труда работников и обучающихся, выполнению требований законодательных актов по охране труда, правил и инструкций по безопасной эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, безопасность учебных процессов и производства работ. 1.5. Термины и определения, используемые в Положении: Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Опасная ситуация (инцидент) - ситуация, возникновение которой может вызвать воздействие на работающего (работающих) опасных и вредных производственных факторов. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Риск - сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием. Система управления охраной труда набор взаимосвязанных взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. Несоответствие - какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю, материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов. Организация работ по охране труда — система мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда. 2. Концепция (политика), цели и задачи в сфере охраны труда 2.1. Концепция (политика) обеспечения условий и охраны труда в ОУ, разработана с учётом государственной политики в области охраны труда и включает следующие принципы: - приоритет сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся над результатами деятельности; - профилактика несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников и обучающихся, безусловный приоритет опережающих действий по улучшению условий и охраны труда над действиями после произошедших несчастных случаев; - стремление к полному соответствию условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - управление условиями и охраной труда посредством функционирования и непрерывного совершенствования СУОТ; - обеспечение социального партнерства при решении вопросов улучшения условий и охраны труда; - ответственность каждого работника за функционирование СУОТ в объеме установленной компетенции. 2.2. Главной целью внедрения и функционирования СУОТ является реализация статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Вспомогательной целью внедрения и функционирования СУОТ является содействие методами охраны труда обеспечению надлежащих организационно — технических условий, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей работниками ОУ. Для достижения целей СУОТ необходимо выполнение государственных нормативных требований охраны труда и на их основе следующих предупреждающих действий: - предупреждение несчастных случаев на производстве; - предупреждение профессиональных заболеваний; - обеспечение готовности работников к действиям по локализации и ликвидации опасных ситуаций; - мониторинг состояния здоровья работников; - разработка и реализация действий, программ и мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда; - контроль дисциплины в части исполнения работниками требований охраны труда; - противопожарная профилактика. Система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на работников и обучающихся опасных факторов пожара и мероприятия по противопожарной профилактике настоящим Положением не регламентируется (за исключением отдельных вопросов рабочего характера). Результаты Системы пожарной безопасности могут и должны использоваться при решении вопросов СУОТ в том объеме, в котором они способствуют сохранению жизни и здоровья работников в порядке системного взаимодействия. 3. Идентификация факторов деятельности и исходный анализ рисков Основным процессом в ОУ являются учебно—производственная деятельность работников. Вспомогательными процессами могут быть отдельные, небольшие по объему и сложности операции по хозяйственному обеспечению, выполняемые самими работниками. 3.1. Основными рисками в данных процессах являются (с учётом вероятности и значимости возможных негативных последствий): - напряженность труда, связанная с психоэмоциональными нагрузками, - электромагнитные поля при работе персональных компьютеров и оргтехники; - возможность поражения электрическим током; - возможность падения при перемещении работников и учащихся по помещениям, коридорам, территории; 4- возможность заболевания при эпидемиях в период роста заболеваемости. 3.2. При осуществлении и планировании мероприятий по управлению рисками в СУОТ устанавливается следующая шкала приоритетов: - сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся; - обеспечение эффективности деятельности ОУ методами охраны труда; - сохранение работоспособности работников. 3.3. Основные нормативные правовые акты, распространяющиеся на деятельность ОУ и определяющие главные действия по управлению рисками: - Трудовой кодекс Российской Федерации, Раздел X Охрана труда; - СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»; - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». - СанПиН 2.2.4.548 - 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»; - Инструкции по пожарной безопасности; - ГОСТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда. Общие требования». Общие методы управления в СУОТ: - организационно-распорядительные методы (дисциплина, сочетание принципов единоначалия и коллегиальности, единство действий, подчиненность личных интересов, права, обязанности, поручения, и т.д.). - экономические методы, основанные на экономических интересах (оплата труда, поощрения, материальные воздействия и др.); - социально - психологические метод (личные контакты, формы морального поощрения, анкетирование, оперативное рассмотрение предложений, справедливость, инициатива, корпоративная культура). 4. Распределение компетенции и обязанностей в сфере охраны труда 4.1. Директор ОУ 4.1.1. Осуществляет общее руководство и контроль состояния охраны труда, соблюдения требований законодательных и нормативных актов в данной области, контроль за выполнением функциональных обязанностей подчиненными. 4.1.2. Делегирует функции работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в ОУ. 4.1.3. Обеспечивает: - состояние охраны труда в организации в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов об охране труда; - режим труда и отдыха работников; - обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в пределах, предусмотренных на эти цели, средств; - проведение специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и контроль их проведения. - внедрение мероприятий по совершенствованию технологических процессов, обеспечивающих улучшение условий и охрану труда; - разработку мероприятий по улучшению условий и охраны труда раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда; - надлежащее санитарно-бытовое обслуживание работников; - выполнение должностными лицами законодательных и нормативных правовых актов об охране труда и указаний вышестоящих организаций, предписаний органов государственного надзора и контроля; - контроль соблюдения законодательных и нормативных актов об охране труда; - проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников; - проведение расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 4.1.4. Утверждает: - программы инструктажей по охране труда; - перечни профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, от стажировки; - контингенты работников, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам; -список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам; - перечень профессий и отдельных видов работ, для которых разрабатываются инструкции по охране труда; - инструкции по охране труда; - объемы затрат на мероприятия по охране труда. 4.2. Главный бухгалтер: 4.2.1.Обеспечивает финансирование расходов на охрану труда, своевременное перечисление средств: - по договорам, заключенным со специализированными организациями, для осуществления мероприятий по охране труда; - договорам на приобретение защитной одежды, обуви и других средств индивидуальных защиты. 4.2.2. Ведет учет средств, расходуемых на охрану труда в подразделениях, представляет руководителю организации необходимые сведения для составления сводной статистической отчетности. 4.3. Специалиста по охране труда 4.3.1 Специалист по охране труда является главным специалистом в области охраны труда в ОУ, в части выполнения возложенных на него обязанностей, руководствуется требованиями действующего законодательства о труде. 4.3.2. На специалиста по охране труда возлагается: организация работы по охране труда в ОУ; контроль соблюдения законодательных и нормативных актов, требований правил, инструкций по охране труда, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, по созданию безопасных условий труда; улучшение условий и охраны труда; - участие в разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда коллективного договора, соглашения по охране труда; - проведение вводного инструктажа вновь принимаемых работников; - контроль соблюдения сроков обучения работников и проведения всех видов инструктажей по охране труда, стажировок на рабочем месте; - контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков (замечаний) по охране труда, выявленных в процессе проверок; - участие в работе по проведению специальной оценки условий труда; - осуществление контроля разработки и пересмотра инструкций по охране труда, выдачу их в подразделения; составление графиков пересмотра инструкций и их согласование; 4.5.3 Предписания специалиста по охране труда являются обязательными для исполнения всеми работниками ОУ. 4.6. Руководители и работники ОУ: 4.6.1. Обеспечивают безопасное производство работ на вверенных участках, выполнение установленных технологических регламентов, соблюдения правил охраны труда и пожарной безопасности. 4.6.2. Не допускают к эксплуатации оборудование с неисправностями и принимает меры по их устранению. 4.6.3. Проводят профилактическую работу по соблюдению требований охраны труда. 4.6.4 Своевременно сообщают вышестоящему руководителю о каждом несчастном случае, произошедшем в подразделении, немедленно организовывают первую помощь пострадавшему и при необходимости его доставку в медицинскую организацию, сохраняют неизменной до начала расследования обстановку на рабочем месте, если она не угрожает другим работникам. 5. Организация обеспечения работников защитной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Одной из основных обязанностей работодателя согласно ст. 212 Трудового Кодекса РФ является приобретение и выдача за счет средств организации сертифицированной защитной одежды обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Обеспечение работников защитной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты осуществляется на основании «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях. Закупку защитной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты осуществляет специалист по охране труда. 6. Сертификация работ по охране труда (ССОТ) Сертификация работ по охране труда осуществляется в целях реализации норм ТК РФ (статья 212). Порядок и правила сертификации работ по охране труда определены постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 года N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях”. Основной целью сертификации работ по охране труда является: содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности руководителей в улучшении условий труда. Система сертификации работ по охране труда направлена на создание администрацией ОУ безопасных условий по охране труда и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам ОУ на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством. Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, в том числе: - деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации; - работы по проведению специальной оценки условий труда; - организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда. 7. Порядок обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда 7.1. Обучение руководителей, специалистов и педагогических работников 7.1.1. Проверка знаний по охране труда у вновь поступивших на работу руководителей, специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения (избрания) на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года. 7.1.2. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. 7.1.3. Педагогические работники (далее – работники) могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в ОУ при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, не реже одного раза в три года. 7.1.4. Обучение и проверка знаний работников проводится по программе, разработанной в соответствии с программой Минобрнауки России. 7.1.5. В процессе обучения охране труда работников проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение. 7.2. Проверка знаний требований охраны труда 7.2.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда. 7.2.2. Руководители и специалисты ОУ проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года. 7.2.3. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников ОУ независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится: - при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов; - при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда работников, связанных с соответствующими изменениями; - при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей); - по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда; - после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда; - при перерыве в работе в данной должности более одного года. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение. 7.2.4. Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, консультации и др.). О дате и месте проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее, чем за 15 дней. 7.2.5. Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов учреждения проводится с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности по тем нормативным правовым актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности. 7.2.6. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников ОУ в учреждении приказом директора создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда включаются директор ОУ или лицо его замещающее, специалист по охране труда, представитель профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. 7.2.7. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом. 7.2.8. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью учреждения, проводившего обучение и проверку знаний. 7.2.9. Руководители и педагоги, не прошедшие проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний. 8. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда Разработка и обеспечение работников инструкциями по охране труда по видам работ и профессиям осуществляется на основании ст. 211, 212 ТК РФ, Постановления Министерства труда и социального развития России от17.12.2002 г. No 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», «Межотраслевая (отраслевая) типовая инструкция по охране труда». Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими требования охраны труда при выполнении определённых работ на территории ОУ, где производятся эти работы. Инструкции разрабатываются комиссией по охране труда с участием специалиста по охране труда, который оказывает методическую помощь разработчикам. Инструкция после согласования с профсоюзным органам и специалистом по охране труда утверждается директором ОУ. Каждая инструкция, разработанная для каждой конкретной профессии или должности, должна иметь регистрационный номер. Пересмотр инструкций производится не реже 1 раза в 5 лет, а по электробезопасности одного раза в 3 года. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок. Действующие инструкции по охране труда для работников ОУ, а также перечень этих инструкций хранится у специалиста по охране труда. Инструкции по охране труда могут быть выданы работникам на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах, либо хранятся в ином месте, доступном для сотрудников. 9. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний В соответствии со статьей 212 ТК РФ руководитель обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На основании федерального закона от 24.07.1998 года No 125 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все работники ОУ, выполняющие работу на основании трудового договора, если в соответствии с последним, руководитель организации обязан уплачивать в Фонд социального страхования необходимые страховые взносы. 10. Расследование, учет и анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости 10.1. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится в соответствии со ст. 227 - 231 ТК РФ, постановлением Минтруда России от 24.10.2002 года No 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на на производстве». 10.2. Все несчастные случаи, профессиональные заболевания и опасные ситуации подлежат обязательному расследованию. Целями расследования являются: - объективное установление причин, приведших к происшествию; - оформление акта расследования и других предусмотренных записей; - установление лиц, нарушивших требования охраны труда; - оценка действий должностных лиц по выполнению предусмотренных процедур СУОТ, в том числе в процессе локализации и ликвидации происшествия; - выявление оснований для необходимых корректирующих действий в СУОТ; - определение материального ущерба; - разработка организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение таких событий в будущем; - информирование работников о причинах происшествий. 10.3. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится специальной комиссией, состав которой определяется приказом директора ОУ. Лица, осуществлявшие непосредственный контроль за работой пострадавших, в состав комиссии не включаются. В состав комиссии должно входить нечетное число членов. 10.4. Расследование опасных ситуаций (инцидентов) осуществляет Комиссия по охране труда ОУ. К опасным ситуациям (инцидентам) относятся: - повреждения здоровья сотрудника, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, но не повлекшие за собой необходимость его перевода на иную должность, временную или стойкую утрату трудоспособности; отказ (повреждение) оборудования, повреждение инженерных коммуникаций; - разрушение строительных элементов в помещении в результате технических или природных событий; - случаи грубого нарушения сотрудниками установленных требований охраны труда. 10.5. О случившихся происшествиях должны незамедлительно уведомляться соответствующие органы, состав которых определен действующими нормативными и методическими документами, в необходимых случаях - аварийноспасательные службы. 10.6. Комиссия, осуществляющая расследование (специальная или комиссия ОУ): - производит осмотр места происшествия, в необходимых случаях видеосъёмки (по согласованию с отделом безопасности Исправительного учреждения), фотографирование, составляет схемы и эскизы места происшествия; - опрашивает очевидцев происшествия, получает письменные объяснения от очевидцев и должностных лиц; - выясняет обстоятельства предшествующие происшествию, устанавливает причины их возникновения; - выявляет характер нарушения условий эксплуатации оборудования, содержания помещений и инвентаря, нарушения требований охраны труда сотрудниками или небезопасные действий других лиц (или сторонних организаций); - проверяет соответствие рабочего места планировкам; - проверяет сведения об обучении и инструктаже как пострадавших, так и лиц, организующих работу; - устанавливает причины происшествия; - определяет допущенные нарушения требований охраны труда и лиц, допустивших эти нарушения; - предлагает меры по устранению причин происшествия, предупреждению возникновения подобных происшествий; - определяет размер причинённого ущерба; - взаимодействует со службами исправительного учреждения, а при необходимости - со специализированными организациями. 10.7. Оформление результатов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 13.1 настоящего Положения. Оформление результатов расследования опасных ситуаций осуществляется актом комиссии по охране труда ОУ, содержащим следующие сведения: - дата и время инцидента; - характеристика объекта и места инцидента; - сведения о пострадавших (при наличии); - сведения об обучении и инструктаже по охране труда лиц, причастных к инциденту; - обстоятельства инцидента; - принятые меры по ликвидации инцидента; - технические и организационные причины инцидента; - нормативные и локальные правовые акты, требования которых были нарушены; - заключение о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда; - продолжительность простоя оборудования / помещений; - материальный ущерб от инцидента; - мероприятия по устранению причин инцидента. 10.8. По результатам расследования происшествия издается приказ директора ОУ, содержащий оценку причин, обстоятельств и необходимые корректирующие действия по результатам расследования. Подготовку приказа осуществляет специалист по охране труда. 11. Планирование мероприятий СУОТ 11.1. Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется на основании результатов мероприятий по выявлению рисков, с учётом целей и задач организации. 11.2. Текущее (оперативное) планирование собственных действий в СУОТ осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистом по охране труда в рабочем порядке в составе общего комплекса служебных вопросов. 11.3. Тактическое планирование осуществляется директором ОУ, совместно с комиссией по охране труда. 11.4. Программное планирование осуществляется путем разработки Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в ОУ. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указываются сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План разрабатывается комиссией по охране труда совместно со специалистом по охране труда ОУ в сроки, обеспечивающие процесс бюджетного планирования. 11.5. Соглашение по охране труда или раздел Коллективного договора по охране труда разрабатываются в рамках социального партнёрства с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации. 12. Анализ эффективности и результативности СУОТ. 12.1. Целями анализа эффективности СУОТ являются: - актуализация процедур с учётом изменений государственных нормативных требований охраны труда; - оценка общей стратегии системы и ее способности удовлетворять потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного надзора; - определение необходимых изменений обеспечения мероприятий условий и охраны труд, определение корректирующих действий с учетом результатов расследования негативных происшествий; - обеспечение «обратной связи» (с сотрудниками ОУ) в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования. 12.2. Специалист по охране труда осуществляет оперативный анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ. Директор осуществляет анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при рассмотрении служебных записок, предписаний, проектов локальных нормативных актов СУОТ. 12.3. По результатам анализа: - осуществляется качественная оценка достигнутых результатов и остающихся проблем, результатов деятельности в СУОТ и (или) действий отдельных работников ОУ; - определяется потребность в корректирующих действиях, в том числе в поощрении активных и ответственных сотрудников или в дисциплинарных взысканиях по отношению к сотрудникам, допустившим нарушения; - определяются задачи по совершенствованию СУОТ в текущем году с указанием ответственных лиц и сроков исполнения. 12.4. Эффективность СУОТ может характеризоваться следующими качественными оценками: - «полностью эффективна» - достигнуты все цели, рекомендуются меры по поддержанию и дальнейшему развитию (совершенствованию); - «эффективна, необходимы корректирующие действия» - достигнуто 70% целей, при этом отсутствуют несчастные случаи - групповые, с тяжелым и смертельным исходом; - «неэффективна» - при прочих значениях целей. 12.5. Комплект материалов по анализу эффективности СУОТ и предложения по ее совершенствованию представляется директору для рассмотрения, коррекции и подписания. При оценке СУОТ как неэффективной принимаются неотложные корректирующие действия. 13. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, в невыполнении мероприятий раздела охраны труда Коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной, гражданскоправовой, административной или уголовной ответственности в порядке установленном федеральными законами.